Напомню, что 102-я Конвенция была принята в 1952 году. Она установила минимальные нормы по всем основным социальным направлениям, включая медицинское обслуживание, обеспечение по материнству, безработице, старости, инвалидности, в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, по случаю потери кормильца. Однако даже Советский Союз с весьма высоким уровнем социальной защиты не решился ее ратифицировать.
Вопрос о ратификации Конвенции поднимался в 90-е годы прошлого века. Но тогда наша страна была не готова к этому шагу, ратификация стала бы еще одним невыполненным обязательством государства перед населением.
Сегодня российское законодательство в целом соответствует большей части требований и стандартов Конвенции. За последние годы был подготовлен ряд законов, которые создали базу для ее ратификации: например, в 2013 году мы приняли законы по совершенствованию пенсионной системы. По отдельным видам социального обеспечения наше законодательство даже превосходит требования Конвенции: в частности, по поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья. Этому в том числе способствовала ратификация в 2012 году Конвенции ООН о правах инвалидов.
Госдума неоднократно официально обращалась к правительству с просьбой ускорить внесение проекта федерального закона о ратификации 102-й Конвенции МОТ. Дело в том, что парламент не может инициировать принятие такого закона самостоятельно. В соответствии с Конституцией России международные договоры, к которым относится и Конвенция, могут быть внесены в Госдуму на ратификацию или президентом, или правительством.
Наши призывы наконец-то были услышаны, и министерство труда и социальной защиты подготовило соответствующий проект федерального закона. Но мы понимаем, что у нас все еще остается целый ряд проблем, связанных с ратификацией.
Во-первых, необходимо поэтапно повышать размер пособий по безработице и семейных пособий. Их нынешний уровень не соответствует требованиям Конвенции.
Во-вторых, согласно этому документу коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать 40 процентов. Надо стремиться к соблюдению этой нормы. Тем более аналогичное обязательство зафиксировано в правительственной стратегии долгосрочного развития пенсионной системы.
Проект методики расчета коэффициента замещения прежней зарплаты для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца разработан министерством труда. Он нуждается во внимательном рассмотрении и широком обсуждении.
Сейчас наша страна переживает непростое время: на Россию оказывается беспрецедентное внешнее давление в виде санкций, из-за падения цен на нефть ухудшилась экономическая конъюнктура. Но мы считаем, что магистральный путь становления Российской Федерации как социального государства не должен зависеть от экономических трудностей. Поэтому участники парламентских слушаний рекомендовали правительству ускорить подготовку ратификации 102-й Конвенции МОТ и одновременно разработать план приведения российского законодательства в соответствие с ее требованиями.