27.11.2015 00:05
Культура

Фестиваль "Дягилев PS" в Санкт-Петербурге удивил в шестой раз

Фестиваль в Петербурге строит программу по принципу "Удиви меня!"
Текст:  Лейла Гучмазова
Российская газета - Федеральный выпуск: №269 (6840)
Фестиваль "Дягилев PS" в Санкт-Петербурге строит программу по главному принципу Сергея Дягилева "Удиви меня!". В этом году удивляли в шестой раз и снова всерьез.
Читать на сайте RG.RU

Этот фестиваль - лучший пример максимы "как назвали, так и поплывешь", его концепция будто обдумана лично Дягилевым: на международном фестивале искусств нет ограничений ни странам, ни жанрам. Танец в этот раз представляли лондонской премьерой минувшего года "Торобака", первым турне по России труппы знаменитой Марты Грэм из США и объемным гала-концертом лучших работ известного французского хореографа Анжелена Прельжокажа. Стали сенсацией выставки: первая персональная выставка в России звезды Серебряного века Сергея Судейкина в K Gallery и посвященная прототипу Пиковой дамы княгине Натальи Голицыной "Серебро и золото Пиковой дамы" в Шереметевском дворце. Страшно актуальной болевой точкой оказался следовавший после научной конференции "В круге Дягилевом. Покровители" открытый "круглый стол" о современных российских меценатах. Припасли к фестивалю испанский фортепианный дуэт Moreno Gistain с программой "Ballets Russes. Испанские мотивы" на двух роялях и чистую радость меломана: в Большом зале филармонии блеснул Musica Aeterna с международной командой солистов и Теодором Курентзисом за пультом.

Работы художника Сергея Судейкина представили на "Дягилев PS"

В "Торобаке" искрили в зал два любимца публики - звезда испанского фламенко Исраэль Гальвани и лондонский гуру Акрам Хан, прославившийся скрещением классического индийского танца катхак с современным танцем. Мужской дуэт без сантиментов и с налетом соревнования провоцировал найти мораль в соответствии с нынешней лентой новостей с ее перемещением народов. Если средневековая Испания могла сплавить в общем культурном котле танец свой, Северной Индии и Северной Африки в общую смесь по имени "фламенко", то сегодняшний contemporary dance тем более способен примирять любые танцсистемы от классического балета до катхака под испанское пение. С Анжеленом Прельжокажем все гораздо спокойнее, хотя и он пример прорастания албанской культуры в пестрой французской. Фестиваль отметил 30-летие Балета Прельжокажа из Экс-ан-Прованса: художественный руководитель фестиваля, директор Музея театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга Наталья Метелица попросила хореографа выбрать лучшее из своих постановок за все годы существования труппы, и он, конечно, выбирал до последнего. Нетрудно догадаться, что он не смог обойтись без своего самого узнаваемого хита, чувственного дуэта "Поцелуй" из балета "Парк", исполненного умопомрачительной этуалью Гранд опера невесомой Орели Дюпон. За вклад в искусство хореографии Анжелену Прельжокажу вручили традиционный приз фестиваля "Удиви меня!".

Еще больше, чем Прельжокажу, повезло Сергею Судейкину. Такого не может быть: выставка в K Gallery действительно первая персональная в постоктябрьской России, а в посвященных Серебряному веку оммажах Судейкин был "одним из". K Gallery представила полсотни работ художника из частных и государственных коллекций и издала роскошный каталог с научными комментариями, так что лучше поздно и качественно, чем никак, спасибо фестивалю за стимулирование процесса. В залах на набережной Фонтанки пасторали и буйные цветовые фантазии уживались с плакатами и эскизами оформления балетов, опер и миниатюр, и Судейкина везде легко узнать. Любопытно, что часть предоставленных Музеем театрального и музыкального искусства экспонатов была подарена Михаилом Барышниковым - так сходятся формально далекие друг от друга линии. Нельзя сравнить с этой выставкой "Серебро и золото Пиковой дамы" в Шереметевском дворце. Тут было не новое открытие имени, а придуманная по мотивам атмосфера. Петербургские музейные хранители с благоговейной любовью знакомили с портретами юной Наташи, ставшей мамашей трепетавшего перед ней градоначальника и властной "черной княгиней" Натальей Голицыной. По воле авторов выставки после сервизов, портретов, модных силуэтов и выписок из дневников героини из зала приоткрывается дверь, и там из полумрака алого и черного посетителя лорнирует уже литературная Пиковая дама, увековеченная Пушкиным.

Очень волнуясь за финансовую сторону дела, "Дягилев PS" все-таки строит планы на ноябрь 2016-го. Может, Пиковая дама с ее "тройка, семерка, туз" поможет провести седьмой по счету фестиваль. Выставки открыты до середины декабря и февраля.

Актуальное искусство Санкт-Петербург Северо-Запад