Долгие сорок дней Рождественского поста приходятся на холодные зимние месяцы. Возможно поэтому, всех в первую очередь интересует, что можно есть в пост, а что нельзя. Увидев в СМИ "Календарь рождественского поста", в котором по понедельникам, средам и пятницам не дозволяется есть ни то что мясо, молочное, яйца, птицу и рыбу, но даже и растительное масло, неискушенный человек сначала впадает в ступор, а потом решает: "Чур, меня, чур, с этими постами и православием!" И дальше так и живет, не "вкусив радости поста", рассудив, что все эти безумные строгости уж точно не для него.
И это так. Публикуемые строгости не для нас. Дело в том, что светские СМИ отчего-то накануне постов рядом с вполне разнузданными фотографиями и явно не постными текстами публикуют именно монастырский устав поста. То есть те ограничения в пище, которые на время поста накладывают на себя монахи. Самые строгие ограничения. Ну что ж, и я процитирую монастырский устав - не как рекомендацию к действию для всех, не разбирая пол, возраст, состояние здоровья, выпадающие на постящегося человека физические и умственные нагрузки, нет, не для этого. А лишь для того, чтобы показать высшую планку, границу самоограничения: "На трапезе разрешается пища с растительным маслом (кроме понедельника, среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни - рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. В Сочельник (то есть 6 января) пища не вкушается до первой звезды", - так постятся монахи.
Ну а обычный человек должен руководствоваться такими простыми правилами:
1. Цель поста не в том, чтобы мы еле таскали ноги, пребывая унынии и тайной ненависти к тем, кто, невзирая на все посты, предается радостям жизни. Цель поста в том, чтобы самоограничениями убить в себе все страсти. И не только чревоугодие и остальные страсти своего тела (в Церкви говорят "плоти"), но и страсти духовные - зависть, злобу, стремление осудить, гневливость, гордыню и надмение, тщеславие, лень, духовную расслабленность, уныние. "Мы не телоубийцы, а страстоубийцы", - учил святой старец Амвросий Оптинский.
Православный календарь с Марией Городовой
2. Поэтому гастрономическая составляющая поста, бесспорно, важна, но она не самоцель. Пищевые, также как и другие чувственные самоограничения - это только средство для правильной духовной жизни. По слову священника Александра Ельчанинова "пост равен утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идёт духовное его наполнение".
3. Для того, чтобы произошло это утончение, нужно ограничить себя в желаниях плоти. Поэтому кроме пищевого воздержания накладываются ограничения и в интимных отношениях. В эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины.
4. Отец русского старчества святой Паисий Величковский предостерегал нас от того, чтобы мы ослабляли себя чрезмерным постом, приводящим к бездеятельности тела. "Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, - много или мало кто поститься; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель - своя совесть… Умеренный и разумный пост - основание и глава всем добродетелям. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом… Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех".
5. Ограничения накладываются и духовные: не смотреть, не слушать того, что растлевает, потакает твоим страстям, распаляет их. "Истинный пост - это удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления, - учил святитель Василий Великий. - Вместе с телесным постом должен быть и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла".
6. Искушения поста. Каждый, кто хоть раз пускался в этот путь - многодневный пост, замечал, как во время поста усиливаются так называемые искушения: соблазны, ситуации, подталкивающие нас ко греху. В обычный день легко и добрым быть, и от куриной ножки с тортиком отказаться, но вот в пост, будто что-то на тебя находит: то осуждать начнешь кого-то с чего-то, то гневаешься, то ветчина в магазине начинает манить и мерещиться так, что кажется: "Если сейчас не съем, умру!" В чем тут дело? При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу постоянной молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой церковных богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, оно оказывается незащищенным перед темными силами. "Если тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост порождает многочисленные плевелы - душевные страсти высокоумия, тщеславия, презрения", - писал святитель Игнатий Брянчанинов. Поэтому, понятно, что пройти трудный путь многодневного поста без помощи Благодати Божьей невозможно. А помощь эту мы всегда можем получить в храме. И ход церковных богослужений Рождественского поста помогает нам войти и в праздник Рождества Христова и участвовать в великой духовной реальности пришествия Спасителя в наш мир.
7. Как понять, правильной ли дорогой идешь, проходя долгий путь поста? Если мы, ограничивая себя в еде и развлечениях, становимся злобными, агрессивными, раздражительными, готовы на осуждение других (не постящихся), превозносимся над окружающими, злословим и гневаемся, значит, что-то в нашем делании не так. Значит, пост формален. Святитель Иоанн Златоуст выразился еще жестче: "Какая нам будет польза от поста.., если язык наш предается невоздержанию, питается пищею, сквернее мяса псов, делается кровожадным, извергает грязь?" А главный критерий того, правильно ли проходит твой пост, сформулирован святым Иоанном Кассианом Римлянин. "Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви".
8. И, наконец, главное. Какова цель поста? Диета? Самовоспитание? Аскетические упражнения ради утончения - физического, духовного, достижения большего духовного совершенства? Саморазвитие и достижение новых духовных высот? Нет, и еще раз нет! Ничто из того, что имеет принадлежность ко мне, что описывается словами "мой, моя, моё", не может стать целью поста. Мы принимаем пост не ради себя! Мы принимаем пост ради Христа. Не ради такого дорогого нам, но, тем не менее, тленного нашего тела. Не ради укрепления нашей сегодня такой решительной, но все же легко пасующей перед трудностями, воли. Не ради нашего ограниченного и переменчивого ума. Или нашего так часто мятущегося духа. Нет, все подвиги поста не ради нас самих, они ради Христа. Он - наша цель. Встретить очищенными радость рождения Христа - вот смысл Рождественского поста. И слово "радость" здесь тоже очень важно.