Российская газета: Михаил Григорьевич, что сегодня происходит в региональной экономике и бизнесе?
Михаил Черепанов: Санкции в отношении России, запрет на импорт российских товаров в ряде стран, разумеется, сказались на объемах промышленного производства. Российским производителям приходится осваивать другие рынки, а это довольно непростое дело, требующее времени и усилий. Но Свердловской области удалось выдержать напор этих негативных обстоятельств. Индекс промышленного производства в январе-сентябре 2015 года составил 95,4% к уровню тех же девяти месяцев предыдущего года. За девять месяцев отгружено промышленной продукции почти 118% к тому же периоду 2014 года. Основная доля в этом объеме - продукция обрабатывающих производств. Заметный рост отмечен у производителей резиновых и пластмассовых изделий, в металлургии, химической отрасли, целлюлозно-бумажной промышленности. Так что движемся, несмотря ни на что.
РГ: Помогли ли антироссийские экономические санкции уральским промышленникам и предпринимателям самоорганизоваться, закрепить позиции, стать конкурентоспособными? Есть такие примеры?
МГ: Внешнеполитическая ситуация, конечно, крепко встряхнула промышленников, но работа по импортозамещению идет не так споро, как планировалось. Есть некоторые достижения, но массового размаха это движение пока не приобрело. Хотя еще год назад правительство Свердловской области заявило, что объем рынка замещения импортных комплектующих для гражданских предприятий региона, без учета оборонно-промышленного комплекса, составляет около 48 миллиардов рублей - около 3% ВРП.
А примеры положительные, разумеется, есть. Успешно реализуют программы импортозамещения трубники. Они, с одной стороны, пытаются заменить зарубежных поставщиков комплектующих прокатного оборудования российскими, с другой - наладили выпуск труб, которые достойно конкурируют с продукцией французских и японских производителей.
Одно из оборонных предприятий совместно с партнерами-металлургами работает над созданием металлообрабатывающего инструмента, по качеству не уступающего импортным аналогам, но еще и более дешевого. В Полевском запустили линию по производству прессованного решетчатого настила с использованием горячей оцинковки, подобного пока нет в России. И таких примеров много.
РГ: Сообщество промышленников и предпринимателей подсказывает органам власти направления "главного удара"?
МЧ: К числу приоритетных рынков относятся ТЭК, естественные монополии, рынок средств производства, ОПК и внутренний рынок Свердловской области. Исходя из этого областной союз промышленников и предпринимателей предложил несколько направлений концепции региональной программы импортозамещения. Мы считаем необходимым сформировать систему администрирования импортозамещения с использованием законодательной и нормативной поддержки. В том числе максимально задействовать российские изделия, ликвидировать проблему "длинных" денег для промышленных предприятий, участвующих в программе, обеспечить спрос на продукцию уральских предприятий за счет использования государственных и муниципальных закупок.
Еще одно предложение, которое готовит СОСПП, - при участии представителей институтов развития и экспертного сообщества создать в минпроме Свердловской области проектный офис по реализации регионального плана импортозамещения.
РГ: В кризисных условиях важны меры господдержки. Известно, что вы довольно критично оцениваете эффект от этих мер. Можете высказать свои соображения по этому поводу?
МЧ: Не все так однозначно. Эффект от мер господдержки значителен. Так, из федерального Фонда развития промышленности, в состав наблюдательного совета которого входит президент СОСПП, удается получать значительные средства на модернизацию предприятий. Двум уральским заводам выделено по 300 миллионов рублей по ставке 5% годовых сроком до семи лет. Одобрен заем в размере 676 миллионов рублей на реализацию проекта создания на Урале производства деталей энергетических газовых турбин.
Эффективную господдержку предприятия могут получить, если их производство будет включено в реестр приоритетных инвестиционных региональных проектов. В этом случае они освобождаются от налога на имущество сроком на пять лет, им также снижают налог на прибыль с 18 до 13,5 процента.
Предприятиям реального сектора экономики будут выделены субсидии на компенсацию затрат, связанных с модернизацией производства товаров. Объем субсидий в 2015 году предусмотрен в размере около 458 миллионов рублей.
Однако требуется государственное вмешательство в вопрос распределения доходов в бюджеты разных уровней. В нынешней ситуации регионы понимают: сколько бы они ни заработали, львиная доля налогов уйдет в центр, в федеральный бюджет. Поэтому легче просить дотации, чем генерировать и финансировать инновационные проекты. Не удивительно, что развитие на местах идет с критичным для развития страны запозданием. В еще более сложной ситуации находятся муниципалитеты.
РГ: На что могут рассчитывать остальные предприятия, прежде всего средние и малые, которым и без того тяжелее, чем крупным, пережить кризис?
МЧ: Здесь работают другие инструменты, региональные. Через институты поддержки предпринимательства и областные фонды в прошлом году прошло около полумиллиарда рублей для ста предприятий малого и среднего бизнеса.
РГ: Представители многих предприятий говорят, что средств господдержки недостаточно, однако по итогам каждого года выясняется, что выделенные бюджетные деньги оказываются неосвоенными. В чем причина такого противоречия?
МЧ: Надо понимать, что целевое назначение этих средств разное и причины их неосвоения также не тождественны. В качестве примера можно привести госгарантии на обязательства юридических лиц, связанные с привлечением кредитов на реализацию инвестиционных проектов. Ежегодно на эти цели в областном бюджете закладывается миллиард рублей. Но предложенные министерством инвестиций и развития Свердловской области механизмы настолько сложны, что бизнесмены не могут ими воспользоваться. И нам, к сожалению, пока не удается найти компромисс по нормативной базе, связанной с предоставлением государственных гарантий.
РГ: В сообществе предпринимателей много говорят о необходимости формирования обратной связи с органами власти для того, чтобы те на основе рекомендаций промышленников принимали грамотные и эффективные решения в этой сфере. Удалось создать такой инструмент обратной связи? Насколько действенным он оказался?
МЧ: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей - едва ли не единственное в стране объединение работодателей, представители которого участвуют в заседаниях областного правительства с правом совещательного голоса. Стоит отметить, что региональное правительство приняло постановление об обязательном согласовании с союзом региональных нормативных актов социальной направленности.
Откликом на инициативы предпринимательского сообщества можно считать структурные изменения в областном правительстве, которые провел губернатор. Запрос промышленников и предпринимателей на концентрацию усилий по работе с инвесторами и улучшению делового климата в регионе отразился в создании новой структуры областной власти - министерства инвестиций и развития Свердловской области.
Инициативы предпринимательского сообщества по совершенствованию действующих и запуску новых инструментов поддержки бизнеса, наполнению их финансовыми ресурсами находят понимание и поддержку в структурах власти. Таким образом, например, были разработаны и утверждены региональные госпрограммы "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года" и "Повышение инвестиционной привлекательности".
Сейчас мы также активно и результативно сотрудничаем с областным кабинетом министров по внедрению элементов Открытого правительства. Для повышения прозрачности работы при органах власти и силовых структурах, министерствах Свердловской области созданы общественные советы, в которые входят представители СОСПП.
Необходимо отметить еще один важный момент. На Среднем Урале реализован пилотный проект по проведению оценки регулирующего воздействия, который стартовал в 2013 году, а с 2014 года мы проводим экспертизу документов в штатном режиме. Этот инструмент можно назвать примером истинного народовластия: любой предприниматель или промышленник имеет возможность участвовать в качестве эксперта в создании законодательно-нормативных актов, касающихся экономических взаимоотношений в нашем регионе.