О приоритетах социально-экономического развития и других планах на 2016 год, в течение которого Ленинградская область будет готовиться к выборам в Государственную Думу и собственный парламент, председатель Законодательного собрания Сергей Бебенин рассказал на "деловом завтраке" в редакции петербургского филиала "РГ".
Сергей Михайлович, в этом году в регионе прошли выборы губернатора, на которых уверенно победил Александр Дрозденко. Как вы оцениваете избирательную кампанию, возможно ли использование некоторых приемов на парламентских выборах 2016 года?
Сергей Бебенин: В связи с тем что губернатор - член партии, в этот раз мы впервые опробовали систему предварительного партийного голосования, причем провели его по самой публичной модели. Сама по себе эта процедура очень трудоемкая: необходимо обеспечить не менее 30 процентов охвата территории избирательными участками, использовать агитационные материалы, организовывать встречи с избирателями - губернатор провел около 120. Но мы сознательно на это пошли, и на выборах главы региона впервые было всего две жалобы, а результаты - вы знаете, тоже сами за себя говорят.
Еще один плюс этой кампании: за время ее проведения люди рассказали о множестве проблем, и это программа действий губернатора на его следующий срок полномочий. Примерно по такой же системе, уже опробованной на губернаторских выборах, мы планируем провести праймериз перед выборами 2016 года.
На каких направлениях теперь необходимо сосредоточиться?
Сергей Бебенин: После выборов губернатора была сформирована новая команда, в которой политику отделили от хозяйствования, и это шаг вперед.
Сейчас нам необходимо удержать экономические позиции, а для этого нельзя сбавлять динамику развития территории в целом. Необходимо максимально увеличить доходную часть бюджета, и прежде всего контролировать действующие системы уплаты налогов и сборов, начиная с муниципального уровня. К примеру, в проекте бюджета мы сейчас уходим от системы налоговых льгот, которые ранее составляли порядка 14 миллиардов рублей в год. В структуре 100-миллиардного бюджета 14 процентов - это серьезные деньги.
А второе направление - сохранение всех социальных обязательств, которые мы на себя взяли. Даже в этом году парламент принял ряд законов, увеличивших поддержку практически всех незащищенных групп населения: инвалидов, многодетных семей и матерей-одиночек. К ним добавились выплаты детям войны, супругам погибших, то есть появились новые категории социальных льготников, но при этом мы не отказались ни от одного социального проекта, запущенного ранее.
А зарплата депутатов?
Сергей Бебенин: В абсолютном выражении зарплаты останутся прежними, поскольку мы отказались от использования в 2016 году инфляционных коэффициентов и прочих надбавок. И это распространяется на всех: и депутатов, и губернатора, и аппарат правительства и парламента. Хотя общая смета
ЗакСа все-таки увеличится, потому что услуги связи и транспортное обслуживание, бензин мы покупаем по рыночным ценам.
Я изучил опыт других субъектов и могу сказать, что у нас есть куда совершенствовать систему организации работы в Законодательном собрании: количество работающих на профессиональной основе, структура комиссий, политические должности, которые не должен оплачивать бюджет. Все это мы будем рассматривать, и это может дать определенную экономию. Хотя важно понимать, что одинаковых территорий нет.
Как вы оцениваете перспективы совместной работы с Санкт-Петербургом - в области градостроительного проектирования, создания единой транспортной системы?
Сергей Бебенин: На уровне парламентских взаимоотношений мы работаем вместе давно, состоим в Парламентской ассоциации Северо-Запада. Уже в течение второго созыва у нас работают совместные комиссии, на которые выносится рассмотрение вопросов, затрагивающих интересы обоих регионов. В части решения транспортных проблем, которые неизбежно возникают в связи с масштабным строительством вдоль КАД, у нас образован координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти, куда от областного парламента входит депутат Владимир Рыбальченко.
Совместно будут решаться и вопросы совершенствования законодательства о государственно-частном партнерстве, без которого невозможна реализация многих дорожных проектов. Сегодня в России нет практики реализации проектов государственно-частного партнерства между двумя субъектами.
Также вместе с городом мы решаем вопросы проезда льготников, обеспечения продовольствием. Последнее, кстати, очень горячий вопрос, но существующее законодательство не позволяет его решить. Сейчас у Ленинградской области большой перечень качественной продукции - молоко, мясо, рыба, овощи, грибы. Но ни область, ни город не могут дать им приоритет, обеспечить поставки в детские сады, школы, социальные учреждения, так как существует барьер системы закупок. Мы с Александром Дрозденко даже на Совет Федерации выносили предложения, как на льготной основе допустить местных производителей к рынку. Но пока решить этот вопрос тяжело, он находится в федеральном поле.
На состоявшейся в середине ноября конференции Парламентской ассоциации Северо-Запада России вас повторно избрали ее председателем. Как вы оцениваете эффективность работы межпарламентской структуры, если учесть, что все регионы разные?
Сергей Бебенин: Регионы разные, но системные проблемы одинаковые. Некоторое время назад в нашей новейшей истории регионы жаловались, что их не замечают на федеральном уровне. В Госдуму попадали доли процента предложений, разработанных на местах, и не от хорошей жизни регионы начали объединяться. Но таким образом КПД вырос, и сейчас уже треть наших инициатив идет на рассмотрение в нижнюю палату российского парламента, иногда сразу с "зеленым светом".
Последняя конференция нашей парламентской ассоциации была в Калининграде, рассмотрели около 30 вопросов. Из важных могу отметить проблему орфанных заболеваний. Цена на лекарства здесь доходит до 15-20 миллионов рублей, курс лечения на год - до 300 миллионов рублей. Сейчас обеспечение этих больных отнесено к полномочиям регионов, но такие деньги на местах как найти? Именно поэтому существуют благотворительные фонды. Мы же предлагаем передать эти полномочия на уровень федерального бюджета - дело-то людей касается.
Еще одна проблема ближайшего времени - изменение порядка начисления пенсий госслужащим. Если закон будет принят в нынешнем виде, наши работники пенсионного и предпенсионного возраста существенно потеряют в деньгах. Только в Ленобласти уже более 500 человек заявили, что не будут продолжать трудиться, если закон вступит в силу. А ведь эти люди по много лет отработали в структурах муниципальной и региональной власти, и, если они уйдут, образуется огромная брешь. Взять на их место молодых закон о госслужбе тоже не дает: необходимо уже иметь определенный стаж работы в госструктурах или по специальности.
Предложения пересмотреть эти нормы мы подали от своей ассоциации, членами которой являются 11 субъектов Северо-Запада. Мы также подтягиваем к работе парламентские объединения других федеральных округов. Недавно заключили соглашение с Дальним Востоком, там тоже 11 регионов. 22 региона из 85 - это уже сила, от которой отмахнуться не удастся.
Как работает Молодежный парламент? Какую помощь он может оказывать жителям Ленинградской области и "старшим товарищам"?
Сергей Бебенин: В этом году мы изменили принцип его формирования, так что это уже не "младшие товарищи". Сама структура существует достаточно давно, но раньше каждая парламентская партия делегировала туда своих представителей, руководствуясь только возрастом. Когда я получил это "в наследство" (после избрания спикером. - "РГ"), то увидел, что наш аппарат пишет им повестки, определяет круг вопросов... И мы предложили не политический, а территориальный принцип формирования: каждый район делегирует в Молодежный парламент муниципального депутата (крупные - двух). Районы мы попросили смотреть не на партбилет, а на умение соображать и желание работать.
Эти люди уже получили кредит доверия избирателей, и для них Молодежный парламент - "лифт", позволяющий вынести проблемы своих территорий на региональный уровень и самим подниматься по карьерной лестнице. Конечно, это определенный кадровый резерв. Хотя система и выборная, но выбирать надо из кого-то. Сейчас они взялись за вопрос, который мы решить пока не можем. Шишки набивать - это тоже опыт.
Как регион планирует готовиться к выборам в Думу и собственный парламент 2016 года?
Сергей Бебенин: На первом этапе нам необходимо внести некоторые изменения в региональный закон о выборах. Они будут носить формальный характер: количество кандидатов в территориальном списке, соотношение одномандатных округов и партийных списков - новый закон разрешает до 75 процентов одномандатных округов в регионе, у нас 50 на 50. Мы, правда, решили пока ничего не трогать.
Сейчас все дискутируют о досрочном голосовании - нужно или не нужно. Но, к примеру, в Бокситогорском районе два крупных предприятия постоянного цикла, и там не все рабочие объективно смогут прийти на участки в день голосования. А в Подпорожье в сентябре только и говорят про охоту, рыбалку, баню, картошку в выходной день - могут просто не успеть. И надо это тоже учитывать.
Еще одна техническая проблема - изменение границ избирательных округов. Пояс между Петербургом и областью сейчас активно застраивается, количество населения растет. А в отдаленных районах, наоборот, сокращается, тогда как закон предусматривает определенное количество избирателей в округе. Во Всеволожском районе, возможно, придется создавать дополнительные округа, а это новые кандидаты и новые политические баталии.
По предварительным расчетам, к четырем нашим парламентским партиям добавится еще 13-14 политических организаций, которые получат право выдвигать своих кандидатов и участвовать в избирательном процессе - обостряется конкуренция. Но наша задача - сделать этот процесс максимально открытым, ведь чем больше препон, тем меньше участников, что в конечном итоге работает против самих же кандидатов.
Сейчас, к примеру, заговорили о льготных условиях для политических организаций, чтобы создать оппозицию, помочь им преодолеть барьер. Но это не дает им возможности стать настоящей организацией. Надо идти к людям, работать на благо региона, а не реализовывать свои амбиции.