30.11.2015 20:30
Культура

"Новогодние" комедии Рязанова стали воплощением культурного кода эпохи

Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №271 (6842)
Как новый год в нашей стране уже давно не просто Новый год, а главный семейный праздник с оставшимися от дореволюционного Рождества атрибутами сакральности, так и картины Рязанова - "Карнавальная ночь", "Ирония судьбы" - не просто новогодние комедии, а воплощения культурного кода эпохи, та матрица, в которой отразился и наш менталитет со всеми его достоинствами и пороками.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Прощание с Эльдаром Рязановым пройдет 3 декабря в ЦДЛ

Оттого и персонажи той же "Иронии судьбы" до сих пор как родные не только поколению шестидесятников со всей их любовью к Цветаевой и Ахмадулиной, иронией в отношении инженерно-технических работников и культом маленького приватного мира (наконец-то хотя бы личная жизнь перестала быть делом коллективным - людей расселили из коммуналок в отдельные квартиры в новых районах), но и людям, родившимся значительно позже них.

Помимо остроумной актуальности в "Иронии судьбы" есть и то, что встраивает ее в ряд наших классических произведений из смежных областей культуры. Это кино одновременно и про "маленьких", и про "лишних" людей, которые ищут спасения от холодного и пропитанного официальной фальшью окружающего мира на крошечном пространстве своих кухонь. И кто скажет, что это история только про 70-е годы прошлого века, а не про любые другие времена, да хоть бы и нынешние?!

"Ирония..." очень точно схватывает ощущение той тоски, которая имеет свойство накатывать почти на любого русского человека посреди веселого застолья - а в Новый год, с его традициями марафонского празднования, этот момент наступает неотвратимо.

Как истинный гуманист Рязанов не превращал этот момент в карикатуру, но, впрочем, и не особенно приукрашивал - та непередаваемая интонация, с которой Лукашин произносит знаменитую фразу про заливную рыбу, объясняет суть празднования куда лучше тысячи слов.

С "Карнавальной ночью" история совсем иная. Первый большой фильм начинающего режиссера, ходившего в любимцах Пырьева, должен был стать очередной лакированной музыкальной поделкой - будто на дворе не 50-е, а суровые 30-е, когда вернувшиеся из Америки ученики Эйзенштейна начали прививать на советскую почву образцы американского комедийного жанра. Меньше жизни - больше бравурности: в духе "я другой такой страны не знаю...".

Эльдар Рязанов хотел снять "Мастера и Маргариту"

Рязанов, уже тогда отказывавшийся фальшивить ради угоды идеологии, поначалу вовсе отказывался снимать новогоднюю музыкальную комедию. Но когда Пырьев не оставил ему иного выхода, он с совершенно блистательным азартом принялся превращать изначально кондовый замысел праздничного новогоднего киносалата в живое и искреннее кино про борьбу с системой. Систему, разумеется, олицетворял товарищ Огурцов, всюду видевший крамолу и пытающийся затоптать все ростки живого.

"Карнавальная ночь" стала едва ли не первым фильмом, пробившим брешь в насквозь идеологизированном кино, которое советская власть всегда воспринимала как важнейший элемент воспитания нового человека.

Рязанов же снял настоящий "праздник непослушания", жизнеутверждающий фильм о том, что настоящее и живое всегда победит замшелую мертвечину - и оказался первой ласточкой целого поколения величайших режиссеров, пришедших в кино в период хрущевской оттепели.

И до сих пор в Новый год мы разрываемся между двумя его шедеврами, потому что один дарит нам ни с чем не сравнимое обаяние молодости, побеждающей за счет своей искренности, а другой указывает путь спасения от пошлости и лицемерия.

31 декабря 2015 года мы в очередной раз включим телевизор и непременно наткнемся на Людмилу Гурченко, поющую песню про пять минут, или Барбару Брыльску голосом Аллы Пугачевой исполняющую романс на стихи Цветаевой. И это будет первый раз, когда придумавшего их человека не будет с нами. Но и полвека, и век спустя с экранов телевизоров (или что там будет вместо них) на нас будут смотреть глаза Жени Лукашина, Нади и Ипполита... Именно так и приходит бессмертие.

Эльдар Рязанов
Наше кино