Ювелирные изделия считать предметом роскоши не совсем правильно, сегодня украшения из золота стали предметом массового потребления, считает Эдуард Уткин, генеральный директор Ассоциации "Гильдия ювелиров России". Он рассказал "РГБ", что к роскоши уместнее относить яхты, самолеты, элитную недвижимость. "Нужно смотреть на финансовые возможности наших потребителей, которые сегодня серьезно уменьшились, и спрос на рынке роскоши упал. Улучшения ситуации в ближайшие 5-6 лет ожидать не стоит", - считает Эдуард Уткин.
Предметы ювелирного искусства занимают 30% от всего объема ювелирных изделий и составляют 1,5 млрд долларов. Доля российских брендов в ювелирном искусстве всего 20%, что составляет примерно 300 млн долларов. По данным Ассоциации "Гильдия ювелиров России", в стране объем ювелирных украшений из золота в 2014 году составил 100 тонн, из которых 5 тонн - импортного производства. "Но существует и теневой рынок, откуда приходит еще 10-15 тонн", - говорит Эдуард Уткин.
За девять месяцев 2015 года падение собственного производства золотых украшений составило 40%, а импорт упал на 70%. Доходы населения снизились, а стоимость ювелирных украшений выросла, объясняет Эдуард Уткин. Динамика продаж в этом году оказалась отрицательной. Игроки рынка уверены, что при снижении доходов первое, что перестают покупать россияне, - ювелирные изделия.
Государственных программ поддержки ювелирного искусства сегодня нет. "К сожалению, современные отечественные художники, ювелиры предоставлены сами себе и вынуждены в одиночку бороться за внимание общественности с глобальными и старейшими зарубежными компаниями", - говорит Альбер Кингсли, руководитель оргкомитета Третьей ежегодной ювелирной конференции.
Эксперты сходятся во мнении, что при колоссальном опыте российских ювелиров нам нужны национальные бренды, тем более в стране есть вся необходимая производительная и материальная база. "За нашими мастерами закреплено первенство в ряде ювелирных технологий. А российские художники и ювелиры традиционно занимают первые места на международных выставках - яркий пример тому Ilgiz F и MARKIN. Но национального бренда в ювелирном искусстве пока нет", - отмечает Альбер Кингсли.
Процесс создания национальных брендов в ювелирной отрасли уже запущен. Уровень и качество отечественных производителей за последние годы значительно выросли. "Чтобы развиваться дальше, наши мастера задумываются о национальных брендах. Для их создания нужна философия: для кого они создаются, какие это будут товары, и легенда, то есть история и опыт компаний", - поясняет Эдуард Уткин, добавляя, что новичку на ювелирном рынке не стоит задумываться о создании национального бренда, у него за плечами должен быть опыт. По его прогнозам, через три-четыре года нашу продукцию на международном рынке начнут узнавать, потому что будут созданы сильные национальные бренды.
По словам Ильи Клюева, основателя ювелирного дома CLUEV, стране нужны узнаваемые бренды, с которыми ассоциировалась бы Россия: "Ювелирный мир - это мир эмоций, надо создавать такие украшения и бренды, чтобы нас узнавали на мировом рынке. Украшения должны быть индивидуальными, из качественного материала и красивыми". По его словам, стоимость изготовления одного изделия и работы мастера составляет 2-20 тысяч евро при сроках от двух недель до двух месяцев.
"Перед нами не так давно возникла необходимость создания национальных брендов. Российские ювелиры долгое время не выходили на международный рынок, в этом не было необходимости - россияне хорошо скупали золото и драгоценности, а сейчас спрос на внутреннем рынке упал, и наши производители стали ориентироваться на экспорт. Потенциал в создании национальных брендов у российских компаний есть", - считает Эдуард Уткин.
При этом международные компании демонстрируют интерес к отечественному рынку ювелирных украшений, считает Игорь Тихов, председатель Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них: "Российские ювелиры отработали свою технику, а технологии для производства украшений у нас все есть. Наши металлурги и металловеды считаются лучшими в мире. Например, российская технология сплава уникальна и используется на мировом рынке, а с палладием только наши технологи и ювелиры могут работать".