09.12.2015 15:45
В мире

После теракта в Калифорнии американцы начали массово закупать оружие

Текст:  Игорь Дунаевский ("Российская газета", Вашингтон)
Продажи огнестрельного оружия в США установили новые рекорды в последние недели на фоне теракта в калифорнийском Сан-Бернардино, где супруги Саид Фарук и Ташфин Малик из штурмовых винтовок расстреляли 14 и ранили еще несколько десятков человек.
Читать на сайте RG.RU
Стрельба в Калифорнии

Отчасти скачок продаж объясняется предпраздничным сезоном в США, который традиционно сопровождается повышенной покупательной активностью. Однако есть и другие факторы. Так, сообщает телеканал ABC, на следующий день после трагедии в Сан-Бернардино многие оружейные лавки в Калифорнии зафиксировали наплыв покупателей. "Один из магазинов оружия в Айове сообщил о росте продаж на 30 процентов за последние недели, и особенно бойко торговля шла после Сан-Бернардино, - констатирует журнал Time. - В оружейном кубе в штате Техас таких продаж не видели с массового расстрела в Ньютауне (в декабре 2012 года стрелок-одиночка Адам Ланса расстрелял 27 школьников и взрослых в Ньютауне, штат Коннектикут - "РГ")".

Стрелок из Калифорнии получил 28 тысяч долларов перед терактом

"После подобного инцидента политики рефлекторно пытаются воспользоваться моментом и решить свои задачи, ограничить права законно владеющих оружием американцев, - выразил свое мнение телеканалу ABC представитель ассоциации владельцев оружия Сэм Паредес. - Так что вполне естественно поторопиться в магазин и закупить оружия и боеприпасов".

Паредес прав в том, что после каждого подобного происшествия президент США Барак Обама вновь и вновь взывает к конгрессу и общественности с призывами ограничить торговлю оружием. Так, после бойни в Ньютауне в 2012 году он пообещал сделать борьбу с массовыми расстрелами одним из приоритетов своего второго срока и предложил пакет мер, которые накладывали отдельные лимиты на продажи автоматического оружия и магазинов повышенной емкости. Однако мощное лобби производителей оружия не оставило инициативам Обамы ни единого шанса. За последние три года ни одно из его предложений всерьез даже не рассматривалось с конгрессом.

Впрочем дело здесь не только в "коварном" оружейном лобби, но и в восприятии этой проблемы самими гражданами. Либеральная часть американского общества в основном поддерживает предлагаемые администрацией ограничения. Определенные сдвиги в общественном сознании происходят и в консервативных кругах. Так, после расстрела в Калифорнии, который к тому же в итоге был квалифицирован как теракт из-за экстремистских взглядов исполнителей, даже газета New York Times, в целом более тяготеющая к консервативной платформе, решилась опубликовать на передовице редакционную статью, обрушившись с критикой на оружейное законодательство в США и призвав к его ужесточению. О том, какое значение в газете придали этой публикации, свидетельствует то, что она стала первой редакционной статьей NYT, опубликованной на лицевой полосе, за последние 95 лет.

Обама признал опасность распространения террористической идеологии

Однако сторонники республиканской партии призыв газеты встретили прохладно. Характерна реакция консервативного комментатора Эрика Эрикссона, который расстрелял из пистолета номер NYT с этой статьей и опубликовал фотографию продырявленного пулями выпуска в своем "Твиттер", сопроводив ее комментарием: "Вот что я думаю о редакционной статье NYT. США подверглись худшей террористической атаке со времен 11 сентября 2001 года, а газета в ответ предлагает отобрать оружие у всех законопослушных граждан".

Претенденты на выборах 2016 года от республиканской партии также практически в один голос отвергают аргументацию Обамы и приводят свою логику. "Если бы у жертв расстрела было с собой оружие, они могли бы защитить себя", - прокомментировал бизнесмен Дональд Трамп один из недавних случаев массового расстрела учащихся и преподавателей в учебном заведении. И это, конечно, не только личная позиция кандидатов. Их заявления напрямую отражают взгляды поддерживающей их части электората. И в сущности это взгляды примерно половины Америки, ведь республиканская партия хотя и уступила на двух последних президентских выборах демократам, тем не менее имеет большинство в обеих палатах конгресса США.

Аргументация консерваторов, считающих, что лучшей защитой для них является оружие в руках, не лишена своего рационального зерна. Особенно актуальны и популярны такие воззрения вдали от крупных мегаполисов, в менее заселенных районах, на юге и в так называемых горных штатах на западе США, где традиционно выступают за сокращение влияния правительства и властей на уклад жизни, предпочитают полагаться на свои силы для охраны своей собственности. Оружие там считается не забавой, а жизненно необходимым инструментом обеспечения собственной безопасности.

В тоже время, если вернуться именно к проблеме массовых расстрелов, то логика республиканцев о самозащите убедительной не кажется. За два года работы в США автор этих строк сотни раз видел срочные сообщения о стрельбе. Так, по данным газеты Washington Post, за только за 11 месяцев текущего года в США было зафиксировано 354 случая массового расстрела людей, когда жертвами становились 4 и более человека. Это значит, что в среднем такие инциденты происходят каждый день, даже немного чаще. При этом за все это время сложно припомнить хотя бы одну новость, в которой сообщалось бы о том, что законопослушный вооруженный гражданин успешно воспользовался своим оружием и остановил преступника, расстреливавшего всех вокруг.

США