13.12.2015 20:00
Культура

Андрей Максимов: "Звезда театрала" демонстрирует живую жизнь театра

Текст:  Андрей Максимов
Российская газета - Федеральный выпуск: №282 (6853)
Тут одна театральная премия сказала про себя: "Я - самая главная. А все остальные послабже будут". Когда человек ли, премия ли или кто еще такие слова про себя произносит - остальные, как правило, затихаряются интеллигентно: мол, если уж так хочется кому-то побыть главным - отчего ж и нет? Такая есть слабость у человека или у премии - пусть главенствует.
Читать на сайте RG.RU

В главной премии между тем начали происходить скандалы, некоторые потенциальные лауреаты стали от нее отказываться: мол, пусть она и главная, но нам не нужна вовсе. Но главная театральная премия все равно настаивала: "Я круче всех! Остальные премии пусть себе нервно курят в стороне..."

Я писал не так давно в "Российской газете", что мы чересчур серьезно относимся к любым премиям, что всякая награда - не более чем маленькая радость. Но ведь относимся-то все равно. Даже какие-то тенденции пытаемся улавливать, исходя из того, какой спектакль какие критики похвалили. Вылавливать тенденции в высказываниях критиков - это излюбленная забава театральной общественности.

Александринский театр поставил спектакль о Галилее

Пока в премии, которая сама себя назвала главной, происходят всякие битвы и скандалы - другие награды продолжают выдаваться. Спокойно. Без ссор и ругани.

Так спокойно, без скандалов, по-настоящему интеллигентно вручили на прошлой неделе премию "Звезда Театрала", которую учредил журнал "Театрал". Премия эта на главную никогда не претендует. Хотя и могла бы. Это премия зрительская. Около шестидесяти тысяч зрителей голосовали в Интернете, выявляя победителей.

Театральные критики, как правило, считают, что театр делается для них. Подобно римским патрициям, они вершат судьбы режиссеров и даже театров, превознося их или опуская ниже театрального плинтуса. К счастью, есть и иная, менее популярная точка зрения: театр все-таки существует для зрителя.

Понятно, что не может такого быть, чтобы все согласились с тем или иным решением по поводу премии: очевидно, что-нибудь кому-нибудь обязательно не понравится. Однако премия "Звезда Театрала", за которой я слежу не первый год, меня радует логичностью своих решений. С ними можно соглашаться или нет, но их логика безусловна.

Лучший спектакль, по мнению зрителей, "Борис Годунов" в Ленкоме. Лучший актер - Александр Збруев, сыгравший заглавную роль.

Я ни разу не поклонник Константина Богомолова. Но это - мои проблемы. Константин Юрьевич делает кассовые спектакли. Собственно, все его усилия, как мне кажется, направлены на то, чтобы зритель в театр пришел. Так что абсолютно логично, что именно его спектакль и именно его актеров выделили зрители.

Лучшая актриса - Вера Васильева, которая буквально вспорхнула на сцену и, абсолютно по-молодому блестя глазами, сказала, что очень рада получить такую роль в свои... девяносто лет. Чудо? Чудо! Понятно, что чудо достойно награды.

Лучший режиссер - Алексей Бородин. Можно как угодно относиться к спектаклю "Нюрнберг", который мне лично кажется излишне политическим, но работа-то сделана мастерски! По этому спектаклю можно учить режиссеров, как сделать постановку с огромным количеством актеров так, чтобы на сцене родилась подлинная театральная гармония.

Критики как не хотели, так и не хотят особо замечать, что в Москве есть театр "Сфера". А зрители и хотели, и хотят. И премию свою дали за поразительную "Обыкновенную историю", которую в "Сфере" поставил Александр Коршунов. Об этом спектакле я рассказывал читателям "РГ". Могу только повторить, что работа Дмитрия Ячевского в этой постановке - одна из самых мощных и серьезных, которые доводилось видеть в последнее время в Москве.

Спектакль "Тихий Дон" получил гран-при "Золотого Витязя"

Критики не заметили "Римскую комедию" в театре Моссовета. Пьесу Зорина поставил Хомский. А зрители разглядели. Виктор Сухоруков и Ольга Остроумова получили свои награды за роли второго плана. Мне приятно заметить, что и об этой постановке я рассказывал читателям "РГ" и сокрушался: не замечают, мол. Заметили зрители.

Лучший директор блистательный Кирилл Крок, чья, я бы сказал, подвижническая деятельность заметна каждому, кто хоть немного интересуется театром. Театр Вахтангова - это, безусловно, Римас Туминас. Но - бесконечное количество премьер этого театра, но - наконец-то открытая "Новая сцена", это все спокойная работа Крока. Так что и тут все логично.

Чудесная Нелли Уварова награждена за свою благотворительную деятельность. По этому поводу могут быть вопросы? Вряд ли...

А кто-нибудь усомнится в справедливости награждения в номинации "Легенда сцены" Валентина Гафта и Инны Чуриковой? Зал долго приветствовал их стоя.

Музыкальный спектакль - знаменитый "Тангейзер" в Новосибирске, наделавший столько шума. Понятно, что зрители оценили постановку, снятую с репертуара. Ну как же не поддержать опальный спектакль? Опальных у нас любят...

"Звезда Театрала" для меня награда очень интересная. Это не просто раздача красивых фигурок. Это возможность понять, что нужно зрителю в сегодняшнем театре. И чего он ждет.

На церемонии награждения блистательная Ольга Тумайкина не просто была ведущей, а очень здорово играла роль эдакой чиновницы от культуры. Эта была отлично сыгранная пародия на человека, который не хочет, чтобы театр был живым, но следует неким собственным, формальным законам.

"Звезда Театрала" - премия живая, настоящая. И Бог с ними - с тенденциями. Она демонстрирует живую жизнь театра. А это немало. Это очень много в нашем современном театральном мире.

Драматический театр