Отчетов, или Шагов, или мероприятий, как их тоже принято называть, - 15, из которых четыре посвящены исключительно вопросам прозрачности деятельности бизнеса. Открывающий эту четверку Шаг 11 рассматривает вопросы сбора и анализа информации о BEPS. По своей сути в Шаге 11 сделана попытка, хотя уже и вторая по счету после выпуска первого релиза этого Шага в апреле, заложить основу для сквозной оценки всех по совокупности действий бизнеса, направленных или ведущих к выводу прибыли корпораций из-под налогообложения.
Разработчиками Шага предложено шесть основных индикаторов наличия признаков BEPS в деятельности корпораций. В состав макроэкономических показателей включены индикаторы, определяющие концентрацию прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по отношению в ВВП и соотношение места юридического получения платежей в виде роялти с фактическим местом ведения научных исследований и разработок. По сути, второй индикатор призван сделать наглядным один из краеугольных признаков BEPS: вывод из-под налогообложения прибыли, в данном случае роялти, за счет передачи прав на разработки/лицензии в низконалоговые юрисдикции, где не ведется непосредственно научно-изыскательная работа и не создается нематериальный актив.
К категории микроэкономических показателей отнесены четыре маркера: (1) сопоставление прибыли, получаемой ассоциированными предприятиями многонациональной корпорации в странах с низкой налоговой нагрузкой с прибылью корпорации в целом, (2) сопоставление нормы прибыли (прибыль к активам) в странах с низкой налоговой нагрузкой по отношению к тому же показателю по корпорации в целом, (3) эффективные ставки налогообложения многонациональных корпораций по сравнению с предприятиями, работающими только на внутреннем рынке, (4) концентрация заемного финансирования в ассоциированных предприятиях международной группы, расположенной в странах с высокой налоговой нагрузкой.
На самом деле не так важно, какие именно критерии измерения BEPS сейчас выдвинул ОЭСР. В дополнение к указанным шести организация уже обозначила два дополнительных индикатора (в том числе сравнение эффективных ставок налогообложения в юрисдикции регистрации головной компании группы и всех прочих юрисдикциях ведения деятельности).
На наш взгляд, важным моментом, который должен привлечь внимание налоговых менеджеров, является сам факт попытки выйти за пределы Шагов, прямо регламентирующих тот или иной дополнительный вид отчетности и раскрытия информации.
Безусловно, предложенная сейчас система оценки далека от совершенства, о чем сами разработчики открыто говорят в тексте Отчета, определяя природу индикаторов в настоящий момент, скорее, как иллюстративную, нежели как определяющую. Одна из двух краеугольных проблем в идее математически измерить эффект от действий, направленных на размывание налогооблагаемой базы, заключается в том, каким образом отделить влияние на полученный результат непосредственно таковых действий бизнеса от эффекта естественной макро- или микроэкономической составляющей. Ведь само по себе размещение бизнеса в стране с комфортной налоговой ставкой не есть BEPS, а вот выстраивание искусственных схем, с помощью которых прибыль де-юре переносится в страны с низким уровнем налогообложения, уже очень похоже.
Если говорить о надежности предложенных ОЭСР индикаторов как инструментов для формирования выводов о наличии признаков BEPS, то даже первый из них - уровень концентрации ПИИ - вызывает множество вопросов. Ведь действительно, корпорации инвестируют в экономику той или иной страны по целому ряду неналоговых причин: качество судебной и юридической системы, уровень политической стабильности, доступность квалифицированных или, наоборот, дешевых рабочих ресурсов, инфраструктура и т. д. И показатель будет иметь очень широкий диапазон результатов от страны к стране и без умышленных действий по размыванию базы.
Представляется, что доработка механизма оценки уровня влияния BEPS - это дело ближайшего будущего, равно как и решение второй очевидной для этого процесса проблемы - недостаток информации для анализа, находящейся сейчас в распоряжении заинтересованных лиц, и отсутствие инструментов для ее получения от корпораций.
Для налоговых специалистов важно, вероятно, иметь в виду два основных возможных последствия уже набирающего силу с выходом Шага 11 курса на максимальную открытость корпоративной информации. В секции 4.6 Шага 11 резюмированы дальнейшие шаги и рекомендации ОЭСР по улучшению работы, направленной на сбор и анализ информации. В числе прочего правительствам стран предложено улучшать систему сбора данных о деятельности корпораций, в особенности транснациональных. На практике это, скорее всего, будет означать доработку национальных законодательств или в соответствии с любыми будущими обновлениями Шага 11, или по самостоятельному сценарию в части расширения состава запрашиваемой государством у своих налоговых резидентов корпоративной информации. Действительно, ни пакет страновой отчетности, предусмотренный Шагом 13 BEPS, ни отчетность по контролируемым иностранным компаниям пока не дают возможности провести в достаточной степени точный анализ даже тех шести индикаторов, которые уже заявлены в выпущенном в октябре финальном тексте Шага 11.
Еще одним немаловажным, но уже вполне ожидаемым последствием будет доработка ОЭСР количества и качества индикаторов оценки BEPS, что опять-таки приведет к увеличению национальных требований по дополнительному раскрытию информации.
Что это значит сугубо практически? Что нужно быть готовым к диалогу с государственными структурами стран, где ведется бизнес. Это значит, что нужно использовать возможность, данную заблаговременным декларированием сфер интересов в рамках измерения BEPS, чтобы подготовиться к этому диалогу и иметь возможность заранее проанализировать те показатели, которые в будущем может запросить тот или иной государственный орган. Пока не введен в действие ряд механизмов, которые позволят собирать нужную для анализа информацию, пока не установлена законодательная обязанность для бизнеса раскрывать определенные данные, пока не ясно, кто и как будет собирать, анализировать и что будет, если тот или иной показатель не удовлетворяет проверяющий орган, у бизнеса есть время самостоятельно и внимательно посмотреть на свою деятельность через призму индикаторов BEPS.