15.12.2015 00:45
Экономика

От заказчиков потребуют обосновать потребность в контрактах

Текст:  Ирина Жандарова
Российская Бизнес-газета - : №49 (1028)
Сэкономить государственные средства можно, если каждую покупку оценивать с точки зрения необходимости ее совершения. Подобная процедура уже действует в столице, теперь ее предложено вывести на федеральный уровень.
Читать на сайте RG.RU

Московские власти сэкономили 168 млрд руб. на госзакупках всех типов в 2015 г. "Это 30,5% от всего объема госзакупок в этом году, который составил 550 млрд руб.", - сообщил руководитель департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников на III Международной конференции "Власть и бизнес против коррупции в сфере закупок и торгов". По его словам, 33 млрд руб. сэкономлено на этапе обоснования потребности, еще 32 млрд руб. - во время экспертизы цен, 42 млрд руб. - в ходе государственной экспертизы строительства и 61 млрд руб. - при проведении торгов.

Названы лучшие компании в сфере закупок

В то же время в масштабах страны государственные бюджеты несут огромные потери от неэффективного проведения закупочных процедур. Так, по данным некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация участников электронной торговли" (НП "НАУЭТ"), завышение цен привело к потерям государственного сектора в 247,3 млрд руб. Впрочем, в 2014 году убытки оценивались еще выше - в 278,2 млрд руб.

Успехи столицы объясняются жестким контролем эффективности всего закупочного цикла. В первую очередь заказчики должны обосновать потребность в закупке. "На этом этапе предметно рассматривается вопрос: можно ли обойтись без закупки той или иной работы или услуги", - говорит Максим Решетников. В Москве применяется экспертиза начальных и максимальных цен. Ее проходят все закупки от 10 млн руб. Кроме того, город ведет контроль завершения исполнения госконтрактов. "По каждому контракту должен быть подведен результат: либо продукция поставлена и все хорошо, либо подрядчик чего-то не сделал. Тогда к нему в обязательном порядке должны быть применены санкции", - сообщил Решетников.

Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина обозначила дальнейшие планы по развитию контрактной системы столицы: "До 80% закупок должны осуществляться по единым правилам, по типовым техническим заданиям. Это цель нашей работы на ближайшую перспективу". Заммэра Москвы также сообщила, что в III квартале 2016 года будет поэтапно запущена обновленная версия портала поставщиков Москвы. Сегодня на портале зарегистрировано более 36 тыс. организаций и предпринимателей, две трети из них - представители малого бизнеса. "Обновленная версия портала ориентирована на расширение диалога с бизнес-сообществом, - сказала Сергунина. - Речь идет о более детальном и наглядном представлении характеристик предлагаемой продукции, общественном обсуждении закупок, информировании о планах заказчиков по закупкам".

Глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая высоко оценила опыт столицы. "Москва идет на шаг впереди, задавая тон не только для регионов, но и других государств, - сказала она и предложила распространить на другие субъекты РФ положительный опыт столицы. - Москва стала первым регионом, который ввел в практику закупочного процесса качественно новую стадию - предварительную оценку обоснованности запланированной процедуры. Предлагаем практику Москвы вывести на федеральный уровень". Яровая отметила, что в нынешних условиях при совершении закупок могут быть соблюдены все процедуры, но при этом не будет ясно, можно ли было вообще обойтись без конкретной покупки. "Поэтому мы полагаем, что оценка обоснованности закупки должна быть введена как первичная стадия во всех государственных муниципальных закупках", - предложила депутат.

Кроме того, Яровая предложила создать единый реестр "интеллектуальных" закупок. Единый реестр таких закупок нужен для того, "чтобы было понято, есть ли смысл вообще государству тратить на это деньги". "Иногда просто всем субъектам предлагается один и тот же продукт, только меняется название субъекта РФ, и каждый за это платит большие деньги", - сказала Яровая.

Эксперты рассказали о перспективах венчурного рынка в России

Отказаться от "бумажных" процедур при закупках предложил глава департамента развития контрактной системы минэкономразвития Максим Чемерисов. "Перевести все конкурентные способы определения поставщика в электронный формат. Соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении, в настоящее время мы готовим его к рассмотрению во второе чтение, - сообщил Максим Чемерисов. - Это станет прорывным шагом". В этом случае все процессы торгов станут максимально публичными. За электронные процедуры выступает и заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский: "С "бумажными" конкурсами пора заканчивать, мы живем в электронном мире".

Развитие электронных процедур позволит решить многие нынешние проблемы. Единая информационная система закупок, которая заменит официальный сайт www.zakupki.gov.ru, позволит отслеживать "аномально" устойчивые связи между поставщиком и заказчиком, а также отклонения цен. Созданию системы единого ценообразования в сфере закупок будет способствовать единый каталог товаров и услуг, содержащийся в системе.

Также Максим Чемерисов выступил за ограничение сроков взаиморасчета по контрактам: "Задержка расчетов с поставщиками является серьезным препятствием эффективного ведения бизнеса. Этот барьер мы должны устранить".

Бизнес