18.12.2015 20:15
Экономика

Пермские энтузиасты начали реставрацию чудом сохранившегося Ил-14

Группа энтузиастов горит желанием поставить на крыло ветерана авиации
Текст:  Александр Шестаков (Пермь)
Российская газета - Неделя - Пермский край: №0 (6857)
Его хорошо видно с Нестюковского тракта, если ехать со стороны Кунгура в направлении улицы Леонова краевого центра - он похож на присевшего на корточки пожилого богатыря. Чуть опущенные к земле крылья-руки с бицепсами-двигателями как бы говорят: "Еще немного отдыха, и снова в путь". Но вблизи становится ясно: этот Ил-14 с бортовым номером СССР-29112 уже давно не видел неба.
Читать на сайте RG.RU
Исполнилось 80 лет знаменитому КБ имени Ильюшина

Но надежда, что он снова наберет высоту, есть. Восстановлением лайнера занялась группа пермяков, молодых энтузиастов.

Трудовой путь

- Этот самолет был выпущен в конце 50-х годов прошлого века и принадлежал пермскому "Авиадвигателю". Использовался как своеобразное такси, летал по нуждам завода: ну, специалистов надо куда-то перевезти, двигатель, детали,  - рассказывает Иван Зоричев, один из членов инициативной группы. - И сохранился он чудом. Насколько нам известно, практически все машины, поистине легендарные, давно уже ушли в переплавку.

Этот самолет мог взять на борт до тридцати пассажиров, а также - перевозить автомобиль ГАЗ-69. Лайнер зарекомендовал себя как очень надежный, безопасный и простой в управлении и обслуживании. Был способен взлетать и садиться на небольших аэродромах с грунтовым покрытием.

- Но в конце восьмидесятых этих "Ильюшиных" начали массово списывать, и этот тоже "вышел на пенсию", - говорит Иван. - Однако самолет прошел капитальный ремонт, и потом борт отправили на аэродром во Фролах, чтобы возить парашютистов.

Впрочем, отмечает Иван, последний период продлился недолго. Оказывается, Ил-14, как и другой ветеран авиации - Ан-2, летает на авиационном бензине. А его в России практически не производят, да и стоит дорого - 120 рублей за литр. И если учесть, что за один полет двигатели "съедали" до 500 литров топлива, то становится ясно: овчинка выделки не стоит.

В России возродят серийное производство Ил-96

Годы безвременья

Старичка откатили на край летного поля, где он постепенно за двадцать лет погрузился под собственным весом в землю - лег на брюхо. В девяностых предприимчивые граждане захотели сделать из него то ли бар, то ли баню, но что-то не заладилось, - и бизнес не пошел.

Затем самолет подвергся разграблению - неизвестные украли топливные баки, элементы интерьера, разбили иллюминаторы из прочнейшего плексигласа и ободрали с рулей перкаль (хлопчатобумажная ткань повышенной прочности из некрученых нитей, покрытая лаком. - прим.ред.). Однако часть навигационных приборов удалось спасти - это оборудование сегодня лежит на складе.

Пожалуй, от окончательной гибели Ил спасло то, что аэродром находится относительно далеко от Перми и других населенных пунктов - а так бы давно закончил свои дни в металлоломе.

От окончательной гибели Ил-14 спасло то, что аэродром находится вдалеке от Перми, иначе он давно закончил бы свои дни в металлоломе.

И вот в 2012 году нашлись ребята, которым стало жаль погибающего лайнера. Самолет очистили, выкопали, в чем им помогали авиалюбители из ДОСААФ, вытащили из трясины трактором и переместили на ровную площадку.

- Я приезжаю сюда постоянно к нашему Илюшеньке, переживаю очень, что снова начнут его грабить и ломать, - говорит член инициативной группы Светлана Новикова. - Раньше здесь вообще не было никакой охраны, сейчас-то охраняют уже. Однако в первую очередь мы хотим поставить новые иллюминаторы. Мы понимаем, что их по уму надо ставить практически в последнюю очередь, но нам необходимо показать разным "мимопроходящим", что этот самолет не брошен, что это именно самолет, а не свалка, с которой можно спереть что-то на дачу или домой в качестве сувенира.

Президентский Ил-96-300 получит имя авиаконструктора Новожилова

Дать вторую жизнь

Сейчас ребята занимаются салоном. Сняли всю обивку, пришедшую в негодность, и ободрали утеплитель - им оказалась обычная стекловата, поэтому работать пришлось в масках-респираторах и специальных костюмах.

- Мы были немало удивлены, когда обнаружили птичье гнездо, свитое из этой самой стекловаты, - рассказывает Светлана. - Это какие-то суровые птицы, если они могут жить в таком материале.

Пока идет уборка, самолет осматривают специалисты - по их словам, в полном порядке пребывают все гидравлические системы, и двигатели, во всяком случае на вид, тоже работоспособны. Но до их запуска еще очень далеко.

- Сейчас мы составили смету на краткосрочный период - примерно до следующего лета. В нее входит обдирка и перекраска корпуса, смена обшивки, иллюминаторов, и наружная покраска, чтобы придать самолету нормальный вид, - перечисляет Светлана. - Затем затянем перкалем наружные плоскости. На это нам надо около 50 тысяч рублей, может, чуть больше.

Далее установка и подключение приборов, частичная замена проводки.

- Если честно, то для подъема этого самолета в воздух нам потребуется очень много сил, времени и денег. Часть силовых элементов самолета за двадцать лет стояния, а потом лежания оказалась подвержена коррозии, - отмечает Иван Зоричев. - Но не думаю, что с запчастями возникнут сложности, - самолет этот был достаточно массовым, поэтому детали найти можно. А если учесть, что конструкция самолета достаточно проста и продуманна, то, в принципе, недостающие узлы можно будет изготовить самостоятельно или заказать.

На "косметику", подсчитали энтузиасты, в общей сложности нужно тысяч 120-150. А вот сумма, необходимая на то, чтобы ветеран вновь вдохнул неба, пока непонятна, но речь идет о двух и более миллионах целковых.

- Мы понимаем, что это колоссальная задача - собрать такое количество средств. Тем более, что формально мы даже не имеем на это права - самолет, вернее, то, что от него осталось, принадлежит ДОСААФу, - говорят ребята. - И общество вовсе не обязано его восстанавливать. Но мы не можем рассматривать Илюшеньку как металлолом. Ему надо в небо.

Ульяновский музей истории гражданской авиации собрал экспозицию уникальных советских самолетов

Справка "РГ"

Ил-14 (по кодификации НАТО, Crate - "Ящик" или "Контейнер") - советский поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолет. Разработан в конце 1940-х годов для замены устаревших Ли-2 и Ил-12. Первый полет совершил 13 июля 1950 года, регулярные перевозки пассажиров на самолетах Ил-14П начались 30 ноября 1954 года.

Кстати

В состоянии летной годности в России находятся сегодня три самолета этой марки. Первый Ил-14, "Советский Союз" RA-0543G, отремонтированный энтузиастами из Санкт-Петербурга, базируется на аэродроме Горелово. Второй, "Пингвин" RA-1114K, восстановленный командой "Альбатрос-Аэро", базируется на аэродроме Орловка в Тверской области. Третий, "Голубая Мечта" ФЛА-01707, восстановленный группой энтузиастов, совершил первый полет после ремонта в мае 2014 года с аэродрома Тушино в Москве и теперь также базируется в Орловке.

Комментарий

Дмитрий Чернышев, исполнительный директор Пермского авиаспортивного клуба ДОСААФ России:

- Мы хотим сделать на базе аэродрома во Фролах музей авиации, и у нас уже есть довольно много экземпляров техники. Насчет поднять Ил-14 в воздух… Это, конечно, очень здорово, правда, мы об этом даже не думали. Но если ребята смогут - мы только "за" и будем помогать. Нам повезло, что лайнер не разграблен полностью, и это огромный плюс, теоретически его можно поставить "на крыло". Но поймите, воздушное судно, если оно готово подняться в воздух, требует постоянных полетов, поскольку "только в полете живут самолеты". И надо очень много средств вкладывать в них. Мы обращались к крупным компаниям с просьбой помочь, но не нашли отклика. А на Западе, к примеру, на ретро-авиации делаются приличные деньги. Но даже если просто выставлять Ил-14 на земле как экспонат, уже будет замечательно. Хочу отметить, что это очень редкий самолет, и продавать его мы не собираемся - он бесценен.

Куда обратиться

Страничка пресс-секретаря инициативной группы Светланы Новиковой в социальной сети.

Авиатранспорт История Пермь Пермский край