Граждане России являются владельцами самого большого числа исполинских шикарных яхт на планете. Об этом пишет британская газета The Times, которая ссылается на калькуляцию, проведенную отраслевым изданием Boat International в своем январском номере.
Так, гражданам нашей страны принадлежит 18 из 101 суперсудна, чьи владельцы известны. На втором месте в этом люксовом хит-параде расположились граждане США, им принадлежит 16 подобных плавсредств. На третьем месте - саудиты, в собственности которых 10 суперъяхт. На четвертом месте греки (6 яхт), на пятом - подданные Дубая (5 яхт).
Подданным эмирата Абу-Даби принадлежит 4 яхты, как и подданным Катара. Украинцам принадлежит 3 яхты, индусам - столько же, а подданные Омана владеют двумя такими роскошными плавсредствами. Подобные суперъяхты предназначены для длительных круизов на большие расстояния в отдаленные части планеты и способны ходить в самых сложных условиях.
Кстати, по информации британского издания, в десятку владельцев самых больших суперъяхт входят 2 россиян: Роман Абрамович и Виктор Рашников. И если яхта последнего - Ocean Victory - 9-ая в мире по размеру, то яхта владельца футбольного клуба Chelsea - Eclipse - 2-ая в мире (ее длина 162,5 метра, на ней оборудованы две вертолетные площадки и 16-метровый плавательный бассейн, а водоизмещение судна превышает водоизмещение ракетного крейсера "Москва").
Между тем, нынешний хит-парад скоро устареет: в ближайшее время ожидается спуск на воду суперъяхты Project Omar, которая станет крупнейшей когда-либо построенной в мире. Журналисты The Times утверждают, что судно строится для российского миллиардера Алишера Усманова.
Основными флагами регистрации суперъяхт являются Кайманские острова, Бермуды и Британские Виргинские острова (БВО), рассказал "Российской газете" партнер Paragon Advice Group, юрист-международник Александр Захаров. Причем регистрация судна в первых двух юрисдикциях аналогична регистрации собственно в Великобритании. Но если собственно в Великобритании регистрационный сбор при оформлении яхты очень велик, то на британских островах Карибского бассейна стоимость регистрации и содержания яхты сравнима с регистрацией и содержанием дорого люксового автомобиля, говорит эксперт.
"Как правило иностранцы регистрируют свои роскошные плавсредства на прозрачные структуры, не скрывая себя. В таких структурах акционер виден. И российские бизнесмены - не исключение. Прозрачность владения такими яхтами россиянами обусловлена вопросами ограничениями ответственности собственника за плавсредства. Это делается для того, чтобы было понятно, с кого спрашивать в случае, если такая яхта станет участницей морского инцидента, к примеру, протаранит сейнер", - рассказывает Александр Захаров.
Вместе с тем, возможности по сохранению анонимности для российских олигархов существуют, и они ими охотно пользуются. "При регистрации на Кайманах, БВО и Бермудах это можно сделать двумя способами: либо оформлением акций компании, которая владеет судном, на траст, либо посредством использования номинальных собственников", - знает эксперт.