Арктика является для нашей страны стратегически значимым регионом. Здесь добывается около 80% российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100% барита. В то же время сравнение производительности труда по паритету покупательной способности показывает, что производительность труда в АЗРФ ниже, чем в других приарктических государствах.
Ожидаемое развитие АЗРФ имеет 3 глобальных взаимосвязанных направления. Первое - это реализация межрегиональных и трансконтинентальных инфраструктурных проектов, создающих для экономики российских макрорегионов принципиально новые преимущества и возможности. К ним относятся, например, опорная зона в районе порта Сабетта, опорные зоны "Порт Индига" и "Мурманский транспортный узел".
Второе - вовлечение в эксплуатацию месторождений различных полезных ископаемых, соответствующих по объемам и качеству международному уровню, ввод в эксплуатацию производств с использованием новейших мировых технологий и высокой степенью передела (Анадырская, Чаун-Билибинская, Норильская, Ванкорская и Воркутинская опорные зоны, а также опорные зоны "Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение", "Ямало-Гыданские месторождения" и "Нефтяные месторождения Ненецкого АО").
И третье - развитие традиционных видов деятельности, ориентированных на восполнение выбывающей ресурсной базы, а также некоторое наращивание добычи на ранее освоенных месторождениях и увеличение выпуска продукции на действующих производствах, предполагающие формирование горно-химического и металлургического кластера в Мурманской области. Масштабность реализуемых проектов можно оценить на примере проектов, осуществляемых в тесном взаимодействии государства и частного бизнеса на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Так, "Газпром" до 2020 г. планирует ввести в эксплуатацию месторождения в ЯНАО с проектной мощностью до 100 млрд куб. м газа (промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести добычу газа на полуострове к 2030 г. до 310-360 млрд куб. м в год). "Новатэк" предполагает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн т в год.
Эти масштабные проекты будут реализовываться параллельно с развитием транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры. Например, для обеспечения стабильного снабжения электроэнергией нефтеперекачивающих станций нефтепровода "Заполярье - Пурпе" "Россети" реализует ряд инвестпроектов по строительству высоковольтных линий и подстанций. Кроме этого, реализуются проекты по повышению надежности электроснабжения потребителей Уренгойского энергорайона и обеспечения электроснабжения объектов Ванкорского нефтегазового месторождения. Общая стоимость этих проектов составляет около 38 млрд руб.
Целесообразность строительства отдельных крупных инфраструктурных объектов зависит от принимаемых схем реализации инвестпроектов по добыче полезных ископаемых в этой труднодоступной зоне. Так, РЖД пока не видит реальных источников финансирования строительства железнодорожных линий Карская -Харасавэй и Паюта - Новый Порт. В связи с этим сейчас ведется активное обсуждение вопроса о необходимости изменения концепции строительства порта Сабетта - изменение его формата с узкоспециализированного порта на узловой многопрофильный арктический порт. В таком варианте повышается целесообразность строительства железной дороги - будут созданы условия, при которых не только "Новатэк" будет отгружать на экспорт СПГ, но и другие грузоотправители смогут активно пользоваться новым транспортным маршрутом.
Вариант развития Арктики, не предусматривающий выделение дополнительного финансирования из госбюджета и опирающийся исключительно на показатели инвестпроектов, реализуемых в нынешних условиях господдержки, предполагал не только увеличение роли экономики арктических регионов в общих показателях по стране, но и некоторое их качественное улучшение. В частности, доля валовой добавленной стоимости, произведенной в АЗРФ, в валовом региональном продукте РФ должна вырасти с 6,3% в 2012 г. до 11% в 2020 г., производительность труда - в 1,6 раза, грузооборот морских портов Арктического бассейна с 38,7 до 50 млн т.
Предлагавшийся ранее вариант развития Арктики, учитывающий неотложные потребности арктических регионов и компаний, реализующих инвестпроекты, не вошедшие в отраслевые госпрограммы, позволял приблизить потенциал АЗРФ к параметрам целевого сценария развития страны. Так, доля валовой добавленной стоимости, произведенной в АЗРФ, в ВРП РФ в 2020 г. должна составить 14%; производительность труда - вырасти в 2,5 раза и т.д. Реализацию основных положений такого прогрессивного сценария предполагалось осуществить за счет мероприятий трех уровней: развитие приоритетных секторов экономики АЗРФ; развитие опорной арктической инфраструктуры; развитие локальной арктической инфраструктуры жизнеобеспечения.
Наиболее ресурсоемким в части бюджетной поддержки представлялся комплекс мероприятий второго уровня. В нем предполагалась реализация мероприятий по строительству автомобильных и железных дорог, портовых сооружений, не вошедших в ФЦП "Развитие транспортной системы России в 2010-2020 гг.". Но именно реализация этих проектов могла бы послужить переходом от консервативного к целевому сценарию развития российской Арктики. Очевидно, что без реализации ряда важных задач второго уровня многие крупные инвестпроекты частных компаний теряют свою актуальность из-за их низкой рентабельности.
Как же оценить целесообразность реализации проектов второго уровня? Консенсус-прогноз, составленный институтом "Центр развития" НИУ ВШЭ, говорит о росте реального ВВП в 2,1-2,2% в год до 2020 г. Соответственно, к этому сроку вклад Арктики в ВВП увеличится на 2,3 трлн руб. и составит 10,7 трлн. Необходимо особо подчеркнуть, что стоимость крупных инфраструктурных проектов, не вошедших в другие государственные программы и не имеющих подтвержденной господдержки, составляла около 350 млрд руб. за 6 лет, т.е. немногим менее 60 млрд руб. в год. Думается, что ежегодный дополнительный вклад в ВВП страны в объеме 2,3 трлн руб. - хороший результат для инвестиций в 60 млрд руб.