22.12.2015 00:43
Власть

Определены задачи по развитию Арктической зоны России

Текст:  Александр Рыбаков (вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ)
Российская Бизнес-газета - : №50 (1029)
В последние годы был принят целый ряд важнейших государственных документов, определяющих направления и перспективы сбалансированного развития Арктической зоны России (АЗРФ). В частности, Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2020 г. В документах впервые четко сформулированы национальные интересы России в Арктике, определены принципы, цели, задачи, направления и конкретные мероприятия по достижению поставленных целей социально-экономического развития региона в обозримой перспективе.
Читать на сайте RG.RU
Как России обеспечить себе лидерство в Арктике

Арктика является для нашей страны стратегически значимым регионом. Здесь добывается около 80% российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100% барита. В то же время сравнение производительности труда по паритету покупательной способности показывает, что производительность труда в АЗРФ ниже, чем в других приарктических государствах.

Ожидаемое развитие АЗРФ имеет 3 глобальных взаимосвязанных направления. Первое - это реализация межрегиональных и трансконтинентальных инфраструктурных проектов, создающих для экономики российских макрорегионов принципиально новые преимущества и возможности. К ним относятся, например, опорная зона в районе порта Сабетта, опорные зоны "Порт Индига" и "Мурманский транспортный узел".

Второе - вовлечение в эксплуатацию месторождений различных полезных ископаемых, соответствующих по объемам и качеству международному уровню, ввод в эксплуатацию производств с использованием новейших мировых технологий и высокой степенью передела (Анадырская, Чаун-Билибинская, Норильская, Ванкорская и Воркутинская опорные зоны, а также опорные зоны "Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение", "Ямало-Гыданские месторождения" и "Нефтяные месторождения Ненецкого АО").

И третье - развитие традиционных видов деятельности, ориентированных на восполнение выбывающей ресурсной базы, а также некоторое наращивание добычи на ранее освоенных месторождениях и увеличение выпуска продукции на действующих производствах, предполагающие формирование горно-химического и металлургического кластера в Мурманской области. Масштабность реализуемых проектов можно оценить на примере проектов, осуществляемых в тесном взаимодействии государства и частного бизнеса на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Так, "Газпром" до 2020 г. планирует ввести в эксплуатацию месторождения в ЯНАО с проектной мощностью до 100 млрд куб. м газа (промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести добычу газа на полуострове к 2030 г. до 310-360 млрд куб. м в год). "Новатэк" предполагает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн т в год.

Эти масштабные проекты будут реализовываться параллельно с развитием транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры. Например, для обеспечения стабильного снабжения электроэнергией нефтеперекачивающих станций нефтепровода "Заполярье - Пурпе" "Россети" реализует ряд инвестпроектов по строительству высоковольтных линий и подстанций. Кроме этого, реализуются проекты по повышению надежности электроснабжения потребителей Уренгойского энергорайона и обеспечения электроснабжения объектов Ванкорского нефтегазового месторождения. Общая стоимость этих проектов составляет около 38 млрд руб.

Арктика является для нашей страны стратегически значимым регионом. Здесь добывается около 80% российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100% барита

Целесообразность строительства отдельных крупных инфраструктурных объектов зависит от принимаемых схем реализации инвестпроектов по добыче полезных ископаемых в этой труднодоступной зоне. Так, РЖД пока не видит реальных источников финансирования строительства железнодорожных линий Карская -Харасавэй и Паюта - Новый Порт. В связи с этим сейчас ведется активное обсуждение вопроса о необходимости изменения концепции строительства порта Сабетта - изменение его формата с узкоспециализированного порта на узловой многопрофильный арктический порт. В таком варианте повышается целесообразность строительства железной дороги - будут созданы условия, при которых не только "Новатэк" будет отгружать на экспорт СПГ, но и другие грузоотправители смогут активно пользоваться новым транспортным маршрутом.

Вариант развития Арктики, не предусматривающий выделение дополнительного финансирования из госбюджета и опирающийся исключительно на показатели инвестпроектов, реализуемых в нынешних условиях господдержки, предполагал не только увеличение роли экономики арктических регионов в общих показателях по стране, но и некоторое их качественное улучшение. В частности, доля валовой добавленной стоимости, произведенной в АЗРФ, в валовом региональном продукте РФ должна вырасти с 6,3% в 2012 г. до 11% в 2020 г., производительность труда - в 1,6 раза, грузооборот морских портов Арктического бассейна с 38,7 до 50 млн т.

В Совфеде предложили принять закон о развитии Арктической зоны РФ

Предлагавшийся ранее вариант развития Арктики, учитывающий неотложные потребности арктических регионов и компаний, реализующих инвестпроекты, не вошедшие в отраслевые госпрограммы, позволял приблизить потенциал АЗРФ к параметрам целевого сценария развития страны. Так, доля валовой добавленной стоимости, произведенной в АЗРФ, в ВРП РФ в 2020 г. должна составить 14%; производительность труда - вырасти в 2,5 раза и т.д. Реализацию основных положений такого прогрессивного сценария предполагалось осуществить за счет мероприятий трех уровней: развитие приоритетных секторов экономики АЗРФ; развитие опорной арктической инфраструктуры; развитие локальной арктической инфраструктуры жизнеобеспечения.

Наиболее ресурсоемким в части бюджетной поддержки представлялся комплекс мероприятий второго уровня. В нем предполагалась реализация мероприятий по строительству автомобильных и железных дорог, портовых сооружений, не вошедших в ФЦП "Развитие транспортной системы России в 2010-2020 гг.". Но именно реализация этих проектов могла бы послужить переходом от консервативного к целевому сценарию развития российской Арктики. Очевидно, что без реализации ряда важных задач второго уровня многие крупные инвестпроекты частных компаний теряют свою актуальность из-за их низкой рентабельности.

Как же оценить целесообразность реализации проектов второго уровня? Консенсус-прогноз, составленный институтом "Центр развития" НИУ ВШЭ, говорит о росте реального ВВП в 2,1-2,2% в год до 2020 г. Соответственно, к этому сроку вклад Арктики в ВВП увеличится на 2,3 трлн руб. и составит 10,7 трлн. Необходимо особо подчеркнуть, что стоимость крупных инфраструктурных проектов, не вошедших в другие государственные программы и не имеющих подтвержденной господдержки, составляла около 350 млрд руб. за 6 лет, т.е. немногим менее 60 млрд руб. в год. Думается, что ежегодный дополнительный вклад в ВВП страны в объеме 2,3 трлн руб. - хороший результат для инвестиций в 60 млрд руб.

Позиция