По итогам третьего квартала темпы сокращения замедлились - минус 36% по отношению к третьему кварталу прошлого года. Сокращение выдач в последние два года эксперты связывают с повышением эффективности риск-процедур со стороны банков. В России действует 17 млн кредитных карт (по сост. на 1 октября), средний лимит по карте составляет 63,3 тыс. руб.
НБКИ провели и анализ поколений выдач кредитных карт, который показал существенное улучшение качества выдач после марта 2013 года. Это качество сохранилось до конца 2014 года. Например, в ноябре 2012 года доля карт, вышедших на просрочку 90 дней и больше после девяти месяцев обслуживания, приближалась к 11% от общего объема выдач. В ноябре 2013 года этот показатель снизился до 4,8%, в ноябре 2014-го - до 4,5% (более поздние поколения не представлены в анализе, так как по ним просроченная задолженность свыше 90 дней еще не сформировалась).
Как отметил генеральный директор НБКИ Александр Викулин, в 2014 году кредиторы освоили выдачу кредитных карт заемщикам с контролируемым уровнем риска. Банкам помогло внедрение современных решений, в частности, скоринга по действующему счету заемщика. Решения направлены на контроль динамики риска, что в случае с кредитными картами особенно актуально. На основании оперативных данных кредитор всегда может изменить лимит по карте, предложить клиенту новые продукты или в случае ухудшения ситуации провести процедуры предотвращения дефолта.
Пользователи к кредитным картам не охладели: опрос Банка Хоум Кредит показал, что количество желающих взять кредит на подарок выросло в этом году до 14% (11% в прошлом). Причем карты вошли в тройку лидеров популярных новогодних кредитов - их предпочли 32%, на первом месте кредиты наличными (47%), на втором - POS-кредиты (20%). Средняя сумма желаемого кредита на подарки составила в этом году 24 тыс. руб., что на 13% выше прошлогоднего значения (21 тыс. руб.). "Если в прошлом году наши респонденты были под впечатлением от резкого падения стоимости рубля и избегали новых кредитных обязательств, то сейчас постепенно люди начали относиться к этому как к новой экономической реальности, и спрос на кредиты начал медленно восстанавливаться", - отметил директор по маркетингу и прямым продажам Банка Хоум Кредит Евгений Сидоров.