Не менее "шедевральным" выглядит заявление Еврокомиссии по поводу отказа России от сохранения на будущий год Зоны свободной торговли в отношении Украины. Оказывается, решение Москвы "является политическим давлением и противоречит правилам переговоров трехсторонней группы, изложенным в минских соглашениях". Но, во-первых, Минские соглашения никоим образом не касались вопросов торговли между Украиной и РФ. А во-вторых, кто дал европейским бюрократам право решать, как России строить экономические отношения с партнерами. Если в Брюсселе посчитали, что российская сторона выдвигала требования, которые "не могли быть выполнены", то это лишь означает, что европейским переговорщикам договориться по Украине с Москвой не удалось. И теперь им придется отвечать за последствия.
Какими окажутся эти последствия, в Еврокомиссии сознают - иначе бы не переживали из-за российских решений. Отмена Москвой с первого января действовавшей ранее в отношении Украины Зоны свободной торговли обернется для Киева недополученными 3,5 миллиардами долларов. Такими, по словам первого заместителя министра экономического развития РФ Алексея Лихачева, оказались бы прогнозируемые потери российских деловых кругов, если бы Москва не отреагировала на вступление в силу договора об ассоциации Украины с Евросоюзом. В Брюсселе понимают, что кому-то придется компенсировать и без того находящемуся в состоянии дефолта Киеву эти потери. А поскольку Вашингтон облагодетельствует Украину по остаточному принципу - миллионами долларов вместо требуемых миллиардов, то с протянутой рукой премьер Незалежней Арсений Яценюк отправится по европейским столицам. Но большинство стран Старого света не горят желанием "быть в ответе за тех, кого приручили" в ситуации, когда евробюджет трещит по швам из-за проблем с беженцами, а Британия в ультимативной форме угрожает покинуть единую Европу. Никто, за исключением, пожалуй, отдельных восточно-европейских государств, не желает платить прикормленному режиму в Киеве.
На последнем саммите ЕС, где обсуждалось продление санкций против Москвы, речь также шла о судьбе газопровода Северный поток-2, который, как и Северный поток-1, будет проложен из России в Германию. В Берлине давно просчитали, что реализация этого проекта повысит экономическую значимость страны в качестве главного транзитера российских энергоносителей. И позволит немцам получать политические дивиденды от своего положения. Как выяснила The New-York Times, канцлер Ангела Меркель выступила в поддержку строительства российского газопровода, уточнив, что проект этот коммерческий, и европейские санкции к нему не применимы. При этом главным пострадавшим от прокладки российской трубы окажется Киев, чьи потери, по оценкам украинской стороны, достигнут минимум двух миллиардов долларов. За этими деньгами премьер Яценюк уже пригрозил отправиться в Брюссель. Впрочем, глава немецкого правительства среди прочего упомянула о планах Германии добиваться того, чтобы Украина "не была полностью изолирована в качестве транзитной страны". Но для Киева это вряд ли послужит утешением - Берлин не дает гарантий, что Украина и дальше будет получать прибыль от транзита российского газа.
Руководство Евросоюза чувствует себя обманутым: когда заключалось соглашение об ассоциации единой Европы с Киевом, брюссельские эксперты подсчитали, какие потенциальные выгоды получит ЕС от существующей между Украиной и Россией зоны свободной торговли. Но теперь стало очевидным: прежние, сделанные в Евросоюзе, расчеты никуда не годятся. Вместо развивающейся промышленной Украины, с Евросоюзом вступает в ассоциацию находящееся в состоянии гражданской войны, стремительно теряющее промышленный потенциал нищее государство, не способное существовать без внешних дотаций. В Евросоюзе рассчитывали на бриллиант, а получили тяжелый булыжник, который тянет европейскую экономику ко дну почище Греции.
Тем временем на Украине опять пытаются втянуть Старый свет в новый конфликт с Россией. От имени Евросоюза министр иностранных дел Украины Павел Климкин пригрозил Москве составлением санкционного "списка Савченко" (в РФ ее обвиняют в пособничестве убийству российских журналистов на юго-востоке Украины - прим. ред.), если не будет достигнута договоренность об обмене пленными. В Киеве настолько заигрались в европейскую идентичность, что окончательно утратили чувство реальности. И все же в Брюсселе промолчали, когда глава МИД страны, которая не только не входит в состав ЕС, но даже не является кандидатом на вступление, делал заявления от лица единой Европы. Лидеры Евросоюза еще не решаются одернуть подобных Климкину украинских спикеров, которые, не ровен час, пожалуются за океан, что их обижают. Вот те и продолжают "петь соловьем"…