Их суть состоит в том, что с января пеня за просрочку платежей для управляющих компаний, тепло- и водоснабжающих предприятий вырастет почти вдвое.
Однако для населения начнет работать более мягкий режим. В первый месяц просрочки пеню взимать не будут, ведь все может случиться: не придет квитанция, задержат зарплату и так далее. Но затем начнет начисляться пеня. Со второго месяца ее размер остается точно таким же, как и был до этого, - 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. А вот с четвертого месяца пеня резко увеличивается до 1/130 ставки рефинансирования, она равна примерно уровню 25-процентного рыночного кредита.
Получается, что добросовестным плательщикам беспокоиться не о чем, ведь для них теперь предусмотрен льготный режим. Закон направлен, прежде всего, на борьбу со злостными нарушителями платежной дисциплины. А таких на юге оказалось немало. По данным компании "Секвойя кредит консолидейшн", на начало ноября нынешнего года около 15 процентов жителей округа относятся к категории хронических неплательщиков.
На долю ЮФО приходится восемь - девять процентов всей задолженности за услуги ЖКХ. Самые крупные долги накопились за газ и электроэнергию.
При этом эксперты считают, что больше трети вполне способны оплачивать поставленные ресурсы, ведь 37 процентов должников - работающие обеспеченные или среднеобеспеченные люди.
Тех, кто потерял работу и из-за этого оказался в должниках, чуть меньше, 35 процентов, малообеспеченных - 24 процента, а тех граждан, которых относят к категории неблагополучных, всего восемь процентов. За последние полгода люди стали значительно чаще ссылаться на финансовые трудности. Доля таких должников выросла за это время на 40 процентов.
Структура распределения задолженности по конкретным услугам неравномерна и зависит от типа жилья. В многоэтажках задерживают плату за горячую воду, отопление и электроэнергию. Собственники частных домов, а их в регионе насчитывается более пяти миллионов, чаще должны за газ и холодную воду.
По мнению аналитиков, рост просрочки обусловлен несколькими факторами. Во-первых, сезонностью: трудовые мигранты наращивают долг в течение всего года и часто вообще его не оплачивают. Немало потребителей в ЮФО не воспринимают услуги ЖКХ как товар. Есть и такие, кто забывает просматривать квитанции. Это, в первую очередь, владельцы нескольких квартир - люди по определению небедные. Такая причина характерна для мегаполисов с населением более одного миллиона человек: Волгограда, Краснодара, Ростова-на-Дону. Кроме того, именно из этих городов чаще всего уезжают на заработки в Москву.
Если еще 2-3 года назад проблема просрочки не вызывала особой озабоченности со стороны поставщиков ресурсов и управляющих компаний, то сейчас они пытаются исправить ситуацию кардинальным способом.
Так, в Краснодарском крае в первом полугодии от газоснабжения отключены более 2,5 тысячи задолжавших потребителей. Это вдвое превышает показатель 2014 года. А на Дону, по информации "Газпром межрегионгаз Ростов", с апреля по октябрь этого года газ перекрыли примерно 14 тысячам потребителей с общей суммой долга около 217,5 миллиона рублей. С электроэнергией положение не лучше. В Ростовской области уже отключены 5,3 тысячи абонентов с задолженностью 2,2 миллиарда рублей, и заявки на отключение продолжают поступать. Согласно отчетности одного из крупнейших поставщиков электроэнергии в Краснодарском крае, дебиторская задолженность за 9 месяцев 2015 года достигла 5,3 миллиарда рублей.
Сложная ситуация с водоснабжением. Ростовводоканал продолжает отключать индивидуальные жилые дома, владельцы которых не утруждают себя оплатой по счетам. На конец декабря долги населения ростовскому Водоканалу составляют более миллиарда рублей. В частном секторе было отключено свыше 400 абонентов, которые игнорируют счета. Для возобновления водоснабжения хозяева должны не только полностью погасить долг, но и возместить затраты на отключение и подключение. Например, при отключении в колодце это сумма достигает 18 тысяч рублей, а если требуется резать асфальт, рыть траншею, сумма может составить более 80 тысяч.
Любопытный способ борьбы с неплательщиками изобрели в ростовском Водоканале. Его сотрудники объехали абонентов частного сектора, чьи долги превышали 50 тысяч рублей, и под гармошку спели им частушки. Затем вручил пятилитровки с водой с наклейкой "Лучшему неплательщику".
Ансамбль "Водица" исполнил песенки собственного сочинения. Хитами стали "За забором в небо прет теремок роскошный. Неужели здесь живет неплательщик злостный?" и "Если хочешь воду пить, не забудь о главном: за нее надо платить, и причем исправно!"
Михаил Розенблит, кандидат социологических наук:
На мой взгляд, поправки, принятые Госдумой относительно взимания пени за просрочку платежей за услуги ЖКХ, могут сгладить остроту ситуации. Закон направлен, прежде всего, на борьбу со злостными нарушителями платежной дисциплины. Поправки помогут тем, кто временно оказался без работы или в других сложных обстоятельствах. Однако полностью проблему они не решат, потому что основная причина роста задолженности все-таки не забывчивость и безответственность некоторых граждан, а экономический кризис, подкосивший семейный бюджет.
Елена Докучаева, президент "Секвойя кредит консолидейшн":
От неплатежей конечных потребителей прежде всего страдают ресурсоснабжающие организации. Они не получают достаточных средств для компенсации понесенных затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования и так далее. К сожалению, для успешной работы с должниками - физическими лицами - им не хватает собственных ресурсов, а также опыта эффективной работы с долгами, поэтому просрочка растет с каждым годом.