Проблема "серых" работников существует в каждом российском регионе. Эксперты делят таких специалистов на две группы. В первую попадают граждане, которые готовы трудиться за зарплату в конвертах, во вторую - те, кто работает сам по себе, оказывая услуги на дому или выезжая к клиентам. И если механизмы борьбы с "серой" зарплатой известны, то призвать к ответственности так называемых фрилансеров достаточно сложно.
Начальник управления по труду и занятости населения Белгородской области Андрей Миськов констатировал: множество людей выбирает этот нелегальный способ заработка из-за банального нежелания думать о перспективе.
- Все, кто работает сам по себе, попросту не размышляет о будущем, - отметил он. - Они уверены: сегодня получили свои средства - и хорошо. Пока для них ни пенсионное обеспечение, ни медицинское страхование не важно. Но ведь если так дальше пойдет, каждый из этих людей может в любой момент оказаться у разбитого корыта.
Первый заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики области Ольга Павлова добавила, что они же потом будут требовать от властей достойной пенсии и качественных медицинских услуг.
Выявить нелегалов достаточно просто: они сами развешивают объявления на улицах и размещают в Сети, постепенно выстраивая целую сеть клиентов, которые, в свою очередь, по сарафанному радио передают отзывы об услугах. Чтобы убедить каждого выйти из тени, с ними просто проводят беседы. Представители различных ведомств рассказывают о том, какие законы нарушает фрилансер и как этого можно избежать. Пока с доводами экспертов согласились чуть больше четырех тысяч белгородцев - это лишь одна шестая часть от предполагаемого количества "серых" предпринимателей.
Чиновники такими результатами недовольны. Ольга Павлова отметила, что пока специально созданные в каждом муниципалитете рабочие группы не смогли отмониторить все сферы, где возможна нелегальная занятость. Она подчеркнула, что большинство этих людей занято в сфере услуг: они ведут корпоративные вечеринки и свадьбы, занимаются художественным фото, делают маникюр и прически и даже открывают стоматологические кабинеты в собственных квартирах.
- Однако потенциал очень велик. Возьмем, к примеру, образовательные услуги. Все мы понимаем, что подготовка к ЕГЭ - платная, и институт репетиторства - это тоже нелегальная занятость, которую нужно изучить, - отметила Павлова. - Есть такие же услуги и в сфере спорта, культуры.
По сути, все это - микробизнес, которому непросто существовать на законных условиях. О сложностях этого сегмента чиновники тоже знают. Именно поэтому облдума поддержала предложенные поправки в законодательство о налоговых каникулах для начинающих предпринимателей. Нулевую ставку налога на прибыль предусмотрели для 22 видов бизнеса, при этом перечисленными в законе видами деятельности - от пчеловодства до ремонта бытовой техники - сплошь и рядом занимаются нелегально.
Заместитель губернатора Белгородской области Олег Абрамов отметил, что это - хороший стимул для бизнеса "выйти в свет". По сути, не все белгородцы так уж стремятся нарушить закон и потом скрываться, просто зачастую налоговое бремя для многих становится непосильным.
Параллельно расширили и список предпринимателей, которые могут воспользоваться патентной системой налогообложения: к уже имеющимся 48 видам деятельности добавили еще 16, и туда тоже вошли и швейные мастерские, и производители рассады.
По предварительным данным, эти преференции позволят каждый год увеличивать на 2,5 тысячи число предпринимателей в регионе, в том числе и за счет тех, кто раньше предпочитал оставаться в тени.
Чиновники отметили, что превращать фрилансеров в законопослушных предпринимателей продолжат до тех пор, пока практически все они не станут работать легально, а потенциальные клиенты таких бизнесменов не поймут, чего лишаются в погоне за сиюминутной экономией.
Андрей Миськов напомнил, что проанализировать качество предоставляемых нелегалами услуг достаточно сложно, хотя многие уже обожглись, желая сэкономить на той же стрижке у "мастера на дому". С претензией в контролирующие ведомства обратиться невозможно - ведь человек пришел не в парикмахерскую или салон к специалисту, а как будто к частному лицу, непрофессионалу.
- Нарушений масса, - констатировал чиновник. - Однако применить весь тот инструментарий, который используется в таких случаях, нельзя: нет договора, нет гарантий со стороны того, кто оказывает услугу. И самое важное - это то, что зачастую подвергается опасности здоровье наших граждан.
Чиновники надеются, что со временем стремление белгородцев к необдуманной экономии и связанному с ней риску исчезнет: и это станет еще одним стимулом для легализации фрилансеров. Сами же нелегалы признаются, что зачастую таковыми являются лишь наполовину. Строители подрабатывают вечерами и в выходные - ведь кризис многих заставил найти постоянную работу, пусть и не с таким высоким заработком. Парикмахеры уходят "на дом" из-за дорогостоящей аренды рабочего места, а те же репетиторы занимаются сверхурочно скорее "для души" - ученики, как правило, способные, со стремлением к знаниям и конкретной целью - поступить в престижный вуз и там хорошо учиться.
- Можно долго рассуждать о качестве вот таких "домашних" услуг, - отметила специалист по маникюру, попросившая не называть ее имени. - Я работаю в одном известном салоне, но дома у меня тоже бывают клиенты. Эти люди обеспечены, но просят "поработать индивидуально". Кому-то надо выговориться - мы же хорошие слушатели, кто-то не успевает зайти в салон в рабочее время, кто-то любит, когда ты не отвлекаешься даже на реплики администратора - причин масса. Дома я работаю так же качественно, как в салоне. Так что развешивать объявления на улицах мне не придется - сарафанное радио каждый день "подбрасывает" мне клиентов, а я обязательно интересуюсь, кто дал мои контакты - чтобы не превратить квартиру в проходной двор. Волнуюсь ли я о будущем? Думаю ли о пенсии? Конечно. Потому и работаю сверхурочно - чтобы было можно что-то отложить на черный день.