11.01.2016 22:13
Культура

В Москве открылись две выставки о древнем Риме

Как слетать в Древний Рим и вернуться в Москву
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №2 (6870)
Если деньги кончились, а путешествовать все равно хочется, то воображаемое путешествие - самое то. Сразу две московские выставки здесь дают шанс совершить гран-тур по Риму и его окрестностям.
Читать на сайте RG.RU

Одна - в Мультимедиа Арт Музее (ММАМ), где показывают фотографии "вечного города", сделанные в XIX веке, из коллекции Павла и Анастасии Хорошиловых. Этот "Grand Tour: русская версия. Рим" составлен из фотографий XIX века, сделанных в римских фотоателье, где работали мастера со всего мира - кроме итальянцев, снимали и англичане, и французы, и немцы… Вторая - в двух шагах от Остоженки, в фонде In Artibus (Пречистенская набережная, 17). Здесь - выставка "Вдохновленные Римом. К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге". Наряду с картинами из частных собраний есть полотна из Эрмитажа, офорты из ГМИИ им. А.С.Пушкина и книга сатир Сальватора Розы XVII века из собрания Российской государственной библиотеки…

Самые громкие выставки 2016 года: Кранахи, Айвазовский, Лиля Брик

Надо заметить, что жанр воображаемого путешествия никогда не был разновидностью нынешнего low cost’а. Как минимум, потому, что они служили частенько своего рода послесловием к реальной поездке. Так, возвращаясь из образовательного гран-тура по Италии (без которого образование явно считалось неполным, как i - без точки), английские аристократы в XVIII веке привозили с собой пейзажи Клода Лоррена, Гаспара Дюге и других живописцев, работавших в Риме, создавали у себя дома "пейзажные комнаты" с итальянскими видами, а потом еще и парки разбивали по образцу возвышенных видов "дикой" южной природы. Кстати, среди пейзажей Дюге на московской выставке - два полотна как раз родом из знаменитого английского собрания Уолпола в Хоутон-холле. Его коллекция была приобретена для Екатерины II у наследников Уолпола в 1779 году.

В свою очередь, полотна художников побуждали отправляться в поисках прекрасных ландшафтов в путешествие "за три моря". Так, наблюдательные исследователи творчества Гаспара Дюге (1615-1675) заметили, что "модой на Тиволи", со всеми живописными скалами, каскадами и пышными зарослями итальянских лесов, английские коллекционеры XVIII века обязаны именно Дюге. Отчасти именно в поисках пейзажей Аркадии, как "у Дюге" или "как у Лоррена", ценители искусств отправлялись из туманного Альбиона в солнечный Рим и его окрестности.

Тем любопытнее, что найти "оригинал" у путешественников шанса почти не было. Пейзажисты XVII века писали идеальные ландшафты. Секрет их обаяния был вовсе не в верности натуре, а в умении вдохнуть жизнь в условные три плана картинного пейзажа: далекие голубые горы (возможно - с замками), равнину с рекой иль озером, и передний план с путниками, рыбаками или пастухами, наслаждающимися покоем на фоне почти театрального вида "кулис" с деревьями или кустарниками. Другое дело, что для страстного охотника и не менее страстного любителя природы, каким был Дюге, который постоянно делал зарисовки с натуры, не было проблем "населить" условный ландшафт реальными деревьями, обрывистым берегом или склоненными над рекой кустами. Но дело было не в том, что художник облазил пригорки, речки, скалы, которые становились главными героями его пейзажей. Он добивался гармонии целого. Не случайно Александр Бенуа отмечал, что композициям Дюге "свойственна совершенно особая ясность в расположении масс, особая пленительная легкость в трактовке деревьев, гор, неба и особая пленительная красочность". Почти математически выверенной гармонии Дюге был, конечно, обязан школе Николы Пуссена (тот был не только его учителем, но родственником - Пуссен был женат на его сестре).

Этот "зазор" между реальным видом и идеальным ландшафтом, созданным художником, мастера XVII века не только не скрывали от зрителей, но, пожалуй, даже подчеркивали. Если приглядеться, к пейзажам Дюге (по крайней мере, тем, что в фонде In Artbus), то видно, как мотив безмятежной прогулки или небольшого путешествия персонажей оказывается одним из ключевых. То лодочник скользит по реке к берегу, где путник, полулежа, любуется пейзажем. То охотники присели на холме, с которого открывается вид со стремниной и горным кряжем вдали. То путник, посвистывая, шагает по дороге у озера, с собакой, радостно бегущей впереди… То рыбаки с удочками, расположились у речки со старинным каменным мостиком… Все эти крохотные фигурки стаффажа вроде бы решительно бесполезны. Они лишены индивидуальности, они не отсылают к хитросплетениям мифологических сюжетов. Пешая или лодочная прогулка, отдых, созерцание прекрасного - вот все их занятия. Они, в сущности, не что иное, как альтер эго зрителя, путешественника, мечтающего о покое, созерцателя, наслаждающего тишиной и гармонией пейзажа. Эти двойники зрителя фокусируют его взгляд, как бы подсказывая, что лучше торопиться медленно.

Третьяковская галерея устроит бесплатные выставки

Фактически перед нами проводники в картину, провожатые, ведущие наш взгляд. Они, конечно, не Вергилий и Беатриче, как у Данте, но при этом почему-то в основном в небрежно наброшенных античных тогах. Их позы словно случайно повторяют позы персонажей на римских барельефах. Их статус размыт: может, они итальянские рыбаки или охотники, но скорее - скользящие видения, может статься, из буколической поэзии Вергилия. Эти спутники зрителя - то ли пришельцы из прошлого, то ли старинные обитатели этих мест. Прошлое при этом никак не акцентируется, оно не пленяет фантастическими руинами, как у Пиранези. Оно как бы и не прошлое, а почти настоящее. Иными словами - вечность, неспешно приоткрывающаяся в момент созерцания. Пейзаж неожиданно сам становится "мостиком" - между античностью и вечностью, между возвышенным и прекрасным.

Замечательно, что пространство экспозиции на выставке в фонде In Artibus эту утонченную систему переходов, намеченных Гаспаром Дюге, подкрепляет образом строгих белых каменных блоков, что ассоциируются с руинами Рима или Утопии.

Если француз Гаспар Дюге (проживший всю жизнь в Риме) был любимым мастером англичан XVIII века, поклонников прозы Лоренса Стерна, то темперамент неаполитанца Сальватора Розы (1615-1673) пленил романтиков, начиная с века XIX. Не говоря уж о том, что его картинам и гравюрам подражают северные живописцы, его пейзажи с бурями и молниями к месту вспоминали герои Бальзака… Его жизнь становится сюжетом новеллы Гофмана "Синьор Формика", основой оперного либретто и даже приключенческого фильма, снятого в 1940 году Алессандро Блаззетти. Сам Роза тоже не чужд был поэзии, причем из всех жанров, похоже, предпочитал, сатиры. На выставке есть издание его сатир XVII века из РГБ - небольшая книга в пергаментном переплете была издана в Риме, но, чтобы не было хлопот с цензурой, "приписана" голландским печатникам. Достаточно увидеть его офорт "Падение гигантов", чтобы оценить монументальность, экспрессивность и насыщенность композиции и почувствовать, насколько далека его античность от бесстрастности. Безмятежности прекрасного он явно предпочитал красоту возвышенного.

В Петербурге показали портреты Петра I в семейном окружении

На фоне работ Розы и Дюге фотографии римских древностей, сделанные в XIX веке и показанные в ММАМ, на первый взгляд, не имеют ничего общего с воображаемым путешествием. Снимки арки Константина, фонтана Треви или Колизея, вкупе с типажами итальянок в традиционных народных костюмах, служили столь же образовательным целям, сколь доказательством того, что "N.N. здесь был". Но все же очевидно, что город как-то уж слишком малолюден на этих фото, а композиция явно смахивает на ведуты с видами древностей. Фотографы шли по следам Пуссена, Лоррена и их последователей. Похоже, "снимки на память" должны были совместить реальные виды горячего "Вечного города" с холодноватой размеренностью идеального пространства. Фотографии играли роль сертификата ("на предъявителя") о путешествии из XIX века в Древний Рим. Речь шла столько же о вояже в солнечную Италию, сколько о фантазийном туре в античные времена. Нельзя не признать, что всех машин времени (которых полно в романах), предложенная живописью и фотографией - самая безопасная.

Живопись Фотография Москва Столица