Но так ли все обстояло на самом деле, как описывает турецкое издание? Слишком много в произошедшем теракте странностей. Начнем с того, что подробное интервью гида, которое опубликовано в Hurriyet, давала женщина, получившая ранение в ногу и потерявшая слух. Тем не менее, несмотря на травмы и перенесенную операцию, она каким-то чудесным образом подробно все описала непонятно как попавшим в ее палату журналистам. Все это происходило на фоне введенного официальной Анкарой запрета на распространение информации о теракте.
Пока не ясно, каким образом находившаяся, судя по ее описанию, почти в эпицентре взрыва Сатыроглу уцелела. Возможно, просто повезло. Однако, в приведенном турецком издании рассказе говорится, что рядом с ней было 20-25 туристов. 10 из них погибли, 15 получили ранения, многие, как сообщила немецкая пресса, серьезные. Как-то не похоже на то, что после крика гида люди действительно начали разбегаться. Любопытно, что турецкие спецслужбы до сих пор ничего не сообщили ни о характере полученных туристами ранений, ни о мощности и типе сработавшего на площади Султанахмет взрывного устройства.
Непонятно, каким образом смертник пронес его на центральную туристическую площадь города, избежав проверок. А они должны были проводиться - страна находится в состоянии войны с боевиками Курдской рабочей партии, всего несколько месяцев назад произошел крупный теракт в Анкаре, унесший жизни свыше 100 человек. Казалось бы, стамбульскую площадь, куда ежедневно приезжают тысячи туристов, должны вдоль и поперек контролировать спецслужбы. Тем не менее, свою бомбу смертник пронес беспрепятственно. Подобное развитие событий можно объяснить, если на террористе был спрятанный под одеждой "пояс шахида". Но тогда это противоречит рассказу гида Сатыроглу, которая услышала щелчок и разглядела взрывное устройство. А значит, бомба была немалых размеров и лежала не в кармане, а, как минимум, в сумке.
И еще одна требующая осмысления деталь - среди жертв теракта оказались одни иностранцы, преимущественно немцы. Ни один турок, тем более военный, от взрыва не пострадал.
Не меньше вопросов вызывают заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, которые тот сделал буквально через пару часов после стамбульских событий. Эрдоган сообщил, что бомбу взорвал сириец 1988 года рождения, чью личность установили спецслужбы. Но каким образом турецким экспертам удалось опознать террориста, который, как утверждалось, не состоял под наблюдением спецслужб, был им ранее не известен и вообще недавно приехал из Сирии в Турцию? Ведь он находился в эпицентре взрыва и вряд ли должен был уцелеть. Или сирийский "гость" прихватил с собой паспорт, который опять же чудесным образом сохранился после теракта и попал в руки дознавателям? А может турецкие спецслужбы заранее знали о его миссии, но намеренно ничего не предприняли для предотвращения атаки на туристов? Отсюда и мгновенное опознание, и беспрепятственный проход на площадь, и отсутствие жертв среди турок.
Как ни кощунственно звучит, но теракт в Стамбуле был выгоден, прежде всего, режиму Эрдогана, но никак не ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки "ИГИЛ"). Действительно, зачем ее руководству было лишний раз обострять отношения с Турцией в ситуации, когда под ударами России и международной коалиции доходы и размеры подконтрольных ДАИШ территорий резко сокращаются? Однако, для официальной Анкары, которую за последнее время в связях с террористическими группировками не обвинял только ленивый, события в Стамбуле носили "сакральный" характер. После этого теракта, большинство западных лидеров позвонили Эрдогану со словами поддержки и предложили свою помощь в расследовании взрывов. Дав тем самым Турции возможность публично объявить себя жертвой нападения со стороны ДАИШ. Официальная Анкара отлично понимала, что гибель немецких туристов не повлечет никаких санкций. Собственно, так и произошло - вместо того, чтобы объявить о запрете на посещение Турции для жителей Германии до тех пор, пока эта страна не наведет порядок в вопросах безопасности, канцлер ФРГ Ангела Меркель принесла дежурные соболезнования родственникам погибших соотечественников, сообщив, что Турция не виновата в произошедшем. А значит, на теракт в Стамбуле следует смотреть философски - такие события могут произойти где угодно.
И еще один весьма красноречивый факт. Уже на следующий день после стамбульских событий турецкие спецслужбы провели операцию против ДАИШ одновременно по 22 адресам. По данным местной полиции, из 59 задержанных часть планировала присоединиться к ДАИШ в Сирии, другая готовила теракты в самой Турции. Среди арестованных трое россиян. Они, как утверждало агентство Anadolu, якобы "обеспечивали логистическую поддержку террористов". Масштабность и одновременно точечность проведенной турецкими силовиками операции говорит о том, что спецслужбы заранее к ней готовились. Но почему тогда не провели ее раньше, до теракта в Стамбуле? Или ждали сигнала к началу активных действий из Анкары? Таким сигналом и стал взрыв в Стамбуле: только после него президент Эрдоган дал "отмашку" на проведенные в среду задержания.