О том, что "варшавский конфликт" станет предметом обсуждения в Еврокомиссии, поляков предупреждал еврокомиссар по цифровой экономике и обществу Гюнтер Эттингер. После проведенных новым правоконсервативным правительством этой страны реформ, ограничивающих полномочия Конституционного суда и ставящих общественные СМИ под фактический контроль правящей партии, он заявил: "Нам следует задуматься о механизме соблюдения принципа верховенства права и установлении контроля над Варшавой". Речь идет о созданном в марте 2014 года в ЕС механизме реагирования на системные угрозы для правового государства. Этот процесс проходит в три этапа: оценка ситуации Еврокомиссией, формирование "рекомендаций по вопросам правового государства", которые страна должна выполнить в определенные сроки, и контроль предпринимаемых шагов по устранению нарушений. В случае если этих мер окажется недостаточно, Еврокомиссия может обратиться в Евросовет для принятия дисциплинарных мер - лишения страны права голоса. Вчера в Брюсселе было принято решение приступить к первому этапу этой процедуры - к оценке. Одновременно вице-председатель Еврокомиссии Франс Тиммерманс решил успокоить поляков: "Мы не хотим обвинять и вдаваться в споры, наша цель - рациональное разрешение проблем". Европейские чиновники уверяли журналистов, что хотят продолжать диалог с Варшавой. Но есть ли возможность для такого диалога - большой вопрос.
То, что с приходом нового правительства политика Польши по отношению к ЕС изменится, можно было судить уже во время избирательной кампании правящей партии. А одним из первых и весьма символичных шагов нового премьера Беаты Шидло стало исчезновение флага Европейского союза из зала пресс-конференций главы польского правительства. Критика со стороны европейских чиновников вызывала у польских правящих элит гневные требования не вмешиваться во внутренние дела страны, а если эти чиновники "имели несчастье" оказаться гражданами ФРГ, то и припоминания гитлеровской оккупации Польши во время Второй мировой войны. Особенно ярко объединил эти тезисы вице-премьер, министр культуры Петр Глински: "Я считаю, что немцы не рассчитались с нами, как и мы не рассчитались с ними. Они уничтожили Польшу как в материальном, так и в культурном смысле, уничтожили польские элиты", - сказал он в эфире RadioZet. И подытожил, что ближайшим нескольким поколениям немцев неплохо бы воздерживаться от критики официальной Варшавы. А депутат польского сейма от правящей партии "Право и Справедливость" Кристина Павлович и вовсе призвала сограждан бойкотировать немецкие товары.
Но главным ответом можно считать вчерашнее заявление премьер-министра Шидло в Сейме, в котором прозвучали слова: "Польское правительство не будет проводить внешнюю политику на коленях. Эти времена закончились, и вы должны с этим смириться". А накануне обсуждения в Брюсселе действий ее правительства пани премьер прямо заявила в своем обращении к народу: "Многим влиятельным кругам, также и за границей, трудно согласиться с реформами, которые мы проводим. Прежде всего потому, что это мешает их интересам, ограничивает их влияние. До сих пор многие заграничные фирмы, банки и торговые сети платили несоразмерно низкие налоги, в незначительной степени делились с поляками своими доходами. Мы это меняем! Именно поэтому сегодня нападают на правительство партии "Право и Справедливость". По словам Шидло, для правящей партии сопротивление и нападки со стороны определенных кругов не стали неожиданностью, но она не собирается поддаваться. Поэтому она обратилась ко всем политическим силам "вместе осудить высказывания зарубежных политиков, которые, используя неправдивые, преувеличенные данные, ударяют в авторитет государства".
Повлияет ли вчерашнее решение Еврокомиссии на позицию польского правительства? Заместитель главы местного аналитического центра Polityka Insight Лукаш Липиньски считает, что это будет мягкое давление на власти страны. "Я думаю, что европейское давление будет иметь некоторый эффект, хотя мне не кажется, что на данном этапе оно так уж необходимо. Скорее всего, истина лежит где-то посередине: вряд ли польские власти резко изменят свой курс, но они будут знать, что Брюссель за ними наблюдает, и это будет такое мягкое давление", - сказал он "РГ".
Дмитрий Офицеров-Бельский, эксперт-международник, доцент НИУ ВШЭ:
- Модель превалирования европейского законодательства над национальным начинает постепенно размываться. Все больше стран ЕС не хотят, чтобы европейские законы стояли выше национальных. В некоторых вопросах это допускается (например, никто не выступает против действий европейских регуляторов). Но в других сферах они бы этого не хотели. Лондон совершенно четко высказал свою позицию: если сохранится диктат Брюсселя, то Великобритания может выйти из состава ЕС. На этом фоне поляки начали действовать в том же духе. Устоит ли модель превалирования европейского законодательства? В некоторых вопросах - безусловно, но не во всем.
Сейчас Польша демонстрирует нелояльность и Берлину, и Брюсселю - это не столько принципиальная позиция, сколько попытка заранее поднять ставки, чтобы было, чем торговаться. Так же как и для Великобритании, для Польши важно заявить резкую позицию - и они действуют своим путем, но тоже достаточно провокационно. Поляки еще не в столь сложной ситуации, когда давление Берлина и Брюсселя до такой степени сильное, что придется сдать позиции. Поэтому пока что Польша будет достаточно стойко держаться. И реакция польских политиков в ближайшее время будет только жестче и резче в отношении немцев. Она не ограничится карикатурами и вызовами посла в МИД.
Кроме того, все эти процессы в Польше - принятие поправок к законодательству о работе Конституционного суда и работе СМИ - только начинаются. Их задача - служебная, а главная цель - это провести либо реформу конституции, о чем еще в ноябре прошлого года говорил Качиньский, либо принять новую конституцию, потому что действующая была принята 20 лет назад и польские власти считают, что она морально устарела. Они пытаются провести национализацию СМИ, чтобы избежать резкой критики таких действий и пропагандировать идеи, которые хотят в эту конституцию (или поправки) вложить. По той же причине необходима реформа Конституционного суда: он может признать изменения, которые они хотят провести, неконституционными. А поскольку процесс только начинается, то такого рода конфликты будут сопровождать польскую политику в течение ближайшего года как минимум.
Подготовила Анна Федякина