И все-таки, пожалуй, главным достижением стал рост объемов привлеченных средств физических лиц - лучший индикатор доверия банку со стороны населения. Напомним, в декабре позапрошлого года против Сбербанка была организована мощная "подрывная" акция. На мобильные телефоны клиентов учреждения стали приходить сообщения о том, что банк не может в полной мере исполнять свои обязательства. Результат не заставил себя ждать: в течение двух недель со счетов было снято 1,3 триллиона рублей. Как утверждают в ЦЧБ, до этого самый значительный отток средств был зафиксирован в ноябре 2008-го, когда из системы Сбербанка за месяц вывели 300 миллиардов рублей.
- Все это происходило на фоне кризисных явлений в экономике и санкций, введенных западными странами против России и нашего банка. Ситуация была архисложной, но надо отдать должное сотрудникам всех подразделений банка. Нам было нелегко, но мы выстояли, - констатировал Владимир Салмин.
Впрочем, "выстояли" - скромная оценка. Сбербанку и его территориальным подразделениям даже в непростых условиях удалось показать убедительные финансовые результаты. Так, розничный блок банка расширил присутствие на региональном рынке кредитования населения, увеличив свою долю на 2,3 процентных пункта до 41,8 (в целом по системе этот показатель равен 38,5 процента). Своеобразным "локомотивом" в этом сегменте стало жилищное кредитование. За год около 21 тысячи семей в Центральном Черноземье справили новоселье благодаря поддержке банка. Всего на эти цели населению выдали свыше 24,5 миллиарда рублей.
Традиционно высокие результаты ЦЧБ продемонстрировал в работе с безналичными потоками денежных средств. Число действующих пластиковых карт у клиентов Центрально-Черноземного банка выросло на 19 процентов - до 6,3 миллиона единиц. К дистанционному предоставлению финансовых услуг привыкают и корпоративные клиенты. Уже около 14 тысяч из них получили специальные карты, а свыше 20 тысяч вносят выручку на счета через устройства самообслуживания.
Наконец, упомянутый выше объем сбережений физических лиц на счетах в ЦЧБ увеличился более чем на 87 миллиардов рублей и достиг 500 миллиардов. Это около 63 процентов всего объема средств, которые жители Черноземья хранят на депозитах.
- В течение года население постепенно возвращало свои сбережения, - отметил Владимир Салмин. - При выборе клиентом банка все большую роль играет такой критерий, как надежность. Это качество в совокупности с конкурентными предложениями по вкладам позволило Сбербанку достичь высокого результата.
Кредитный портфель корпоративных клиентов Центрально-Черноземный банк нарастил более чем на 11 миллиардов рублей (до 405 миллиардов). Динамично развивались отношения с малым бизнесом. В частности, была сформирована сеть специализированных филиалов для таких клиентов и внедрена система операционного управления продажами OpenSale. Как результат, объемы кредитования представителей этого сектора экономики составили более 23 миллиардов рублей.
По мнению председателя банка, позитивные в целом итоги года - прибыль ЦЧБ до вычета налогов составит более 33 миллиардов рублей - стали возможны благодаря целому ряду факторов. Среди прочего это и всевозможная оптимизация деятельности, и внедрение новых финансовых продуктов, в том числе инновационных, и даже грамотное распоряжение имуществом.
Немало внимания на пресс-конференции было уделено планам и задачам на наступивший год. Важнейшая среди них, по словам Владимира Салмина, - развитие компетенций коллектива Центрально-Черноземного банка. Вторая задача - словно продолжение первой: повышение эффективности сотрудников (в буквальном смысле - рост объемов финансовых услуг в расчете на каждого работника). По словам председателя ЦЧБ, резервов в этом вопросе остается немало.
- Наконец, у нас внедряется новая организационно-управленческая структура со своими вертикальными и горизонтальными связями. И наша задача - чтобы весь механизм работал как часы, - подчеркнул Владимир Салмин.
Важный вопрос и в том, чтобы оптимизировать систему оказания банковских услуг на периферии. Как заверил председатель ЦЧБ, вопреки слухам, "огульного закрытия филиалов на селе не будет":
- Если точка продаж рентабельна или хотя бы не несет убытков, она сохранится.
В наступившем году Центрально-Черноземный банк намерен опробовать систему передвижных пунктов кассового обслуживания (ППКО), которые способны обслуживать по шесть сел. Как отметил Владимир Салмин, машины со специальным оборудованием уже приобретены, теперь осталось обучить персонал. Важно, чтобы ППКО работали без сбоев и каждый житель глубинки точно знал, в какое время и где именно он может получить банковские услуги.
По словам председателя Центрально-Черноземного банка, в 2016-м будет сохранен "акцент на особое внимание малому бизнесу", что должно позволить нарастить объем финансирования этого сектора минимум на 20 процентов. При этом "глубину отношений" обеспечит расширение продуктовой линейки для предпринимателей. А вот давать прогноз по портфелю вкладов Владимир Салмин не стал.
- В 2015-м у нас было три сценария развития событий на этот год. В оптимистическом цена на нефть составляла 70 долларов за баррель, в реалистическом - 50, в пессимистическом - 45. На деле получилось еще хуже - сейчас эта цена держится вокруг цифры в 30 долларов. Поэтому любые прогнозы - дело неблагодарное, - пояснил он.
По той же причине Владимир Салмин не раскрыл особенности празднования грядущего корпоративного юбилея (Сбербанку исполняется 175 лет). По его словам, масштаб празднования будет зависеть от текущей экономической ситуации.
- Простым 2016 год не будет, - убежден Владимир Салмин. - Но у нас есть резервы, чтобы улучшить показатели. В нынешних условиях мы не только можем сохранить свою долю на региональном рынке, но и должны ее приумножить.
Кстати
Среди наиболее важных социальных проектов, которые Центрально-Черноземный банк реализовал в 2015 году, председатель ЦЧБ Владимир Салмин назвал, пожалуй, самый необычный - "Ладошки". Речь идет о внедрении в школах страны биометрической системы, которая позволяет ученикам использовать ладонь вместо пропуска при входе в учебное заведение и вместо карты при оплате обеда в столовой. Счет, разумеется, пополняется с банковской карты родителей, которые знают, когда их ребенок пришел в школу, когда из нее ушел, как пообедал. "Проектом уже охвачены 27 тысяч ребят из 38 школ по всей стране. За него Сбербанк был награжден премией "Время инноваций 2015". В Воронежской области мы внедрили такую систему в Каменской общеобразовательной школе № 1.
Другой интересный проект - открытие в последний день ушедшего года в Воронеже "Школы будущего банкира".
- Этот проект зародился в Иркутске, и первоначальной идеей было знакомство детей сотрудников Сбербанка с тем, как и где работают их родители. Однако он вызвал большой интерес со стороны других ребят. А в Воронеже Школа сразу вышла на более высокий уровень, получив поддержку губернатора и общественности, - пояснил Владимир Салмин. - Дети от шести до восьми лет смогут посещать занятия раз в неделю, более старшего возраста - дважды. Теперь мы хотим тиражировать этот позитивный опыт и на другие областные центры Черноземья.