19.01.2016 22:00
Культура

Константин Бронзит попросил защитить свой мультфильм от торрентов

Режиссеры Константин Бронзит и Василий Сигарев попросили защитить свои новые фильмы от торрентов
Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №9 (6877)
Сразу два российских режиссера после окончания новогодних праздников выступили с воззваниями к пользователям торрент-трекеров и их владельцам с требованием прекратить распространение их новых картин.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из мультфильма "Мы не можем жить без космоса"

Сначала на своем официальном сайте эмоционально выступил Василий Сигарев, чья "Страна Оз" совсем недавно выходила в прокат.

- Меня первый раз в жизни унизили… И это был "Рутрекер" (самый популярный торрент-трекер России - Ред.), - сообщил Сигарев. - Я вам клянусь: я такого унижения никогда не испытывал. Эти люди считают, что можно брать чужую собственность... Потому что они думают, что у нас закон несовершенен. Так прямо и делают. Несколько обращений на "Рутрекер" с просьбой удалить "Страну ОЗ" никто не услышал. Им… (наплевать - Ред.), что мы ничего не заработаем, им главное - свой доход. Нам просто сказали, что нужно заплатить сумму через левую контору: "И вас удалят". Назвали сумму: 500... Я не стал спрашивать, там с агентскими или как.

А несколько дней спустя в соцсетях появилось обращение Константина Бронзита, чей мультфильм "Мы не можем жить без космоса" в этом году получил номинацию на "Оскар".

Мультфильм "Мы не можем жить без космоса" взял приз фестиваля в Анси

- Я никогда не боролся с пиратством, но все (!) мои фильмы находятся в интернете в свободном доступе, хотя ни одного из них я не выложил туда собственноручно - написал режиссер. - Это всегда делал за меня некий "доброжелатель". Но сегодня я в отчаянии обращаюсь к вам за помощью - пожалуйста, помогите спасти мой новый короткометражный фильм "Мы не можем жить без космоса". Он был украден с какого-то фестиваля, размещен в интернете и, конечно, попал в VK ("Вконтакте" - Ред.)!! Теперь он регулярно всплывает здесь, то у одного пользователя, то у другого! Это убивает мой фильм!

Дело в том, что наличие пиратской копии вполне могло стоить Бронзиту участия в престижных международных фестивалях (они не включают в свою программу слитые в сеть фильмы), а, следовательно, и номинации на "Оскар". В этот раз обошлось, но режиссер, понятно, хотел бы обезопасить свои будущие работы от незавидной судьбы.

Послания Бронзита и Сигарева совпали с началом не декларируемой, а реальной попытки бороться с торрентами - в конце прошлого года Мосгорсуд вынес решение о вечной блокировке "Рутрекера".Война кинематографистов и государства с торрентами вполне понятна - интеллектуальную собственность и авторское право никто не отменял, а, значит, и нарушения в этой сфере вполне логично квалифицируются как воровство. Однако это только одна сторона монеты, затрагивающая нюансы легальности и морально-этических норм. Но действительно ли торренты убивают кино как индустрию, не позволяя продюсерам зарабатывать на своих картинах? Тут у экспертов нет однозначного ответа на вопрос. И эта неоднозначность сама по себе может быть аргументом если не в пользу торрентов, то как минимум за развенчания мифа о том, что попавшие сеть фильмы обязательно собирают в прокате жалкие суммы.

В новейшей истории российского кино было несколько эпизодов, когда пиратская копия картины в хорошем качестве оказывалась в интернете до начала кинопроката. Одним из первых таких случаев стала комедия "Каникулы строгого режима" (2009), которую слили в сеть за день до премьеры. Кто-то успел похоронить кино, однако "Каникулы" бодро стартовали на первой строчке российского бокс-офиса с результатом в 281 миллион рублей за первый уик-энд. К моменту окончания проката картина увеличила стартовые сборы вдвое - до 553 миллионов рублей (3,5 миллиона зрителей). В том же 2009-м произошла и еще одна громкая утечка - кто-то выложил во всеобщий доступ до премьеры "Книгу мастеров", первый опыт компании "Дисней" в экранизации русских сказок. Наличие "пиратки" не помешало собрать фильму 316 миллионов рублей (2,2 миллиона зрителей). Есть и более свежие примеры. В прошлом году большой скандал вызвало появление на торрентах за несколько дней до начала проката фильма "Духless-2. Тогда причастный к созданию картины писатель Сергей Минаев публично реагировал вполне в духе Василия Сигарева. Однако "Духless-2" в итоге стал одним из самых коммерчески успешных российских фильмов года - его посмотрели 1,8 миллиона человек, которые принесли создателям 490 миллионов рублей.

Бронзит рассказал о мультфильме "Мы не можем жить без космоса"

- Мы, правда, не можем с точностью сказать, были бы все эти сборы выше, если бы фильм не оказался в сети, - говорит киноаналитик Николай Ларионов. - Однако в этих случаях создателям действительно грех жаловаться на кассовые результаты. Конечно, появление пиратской копии сразу бьет по статусности проекта, фильм тут же перестает быть событием. Однако в конечном счете все зависит от качества картины - если оно устраивает аудиторию, то она принесет фильму деньги, вне зависимости от его наличия в торрентах. А вот слабые фильмы торренты действительно могут добить - но им и без них в прокате мало что светит.

Дело еще и в том, что аудитория торрентов и аудитория кинотеатров - это, видимо, не одни и те же люди. Кинокомпаниям действительно следует удалять просочившиеся в интернет "пиратки", которые оказываются на тысячах сайтов, где можно в один клик посмотреть видео онлайн (например, социальная сеть "Вконтакте") - такая доступность провоцирует публику на просмотр нелегального контента. Торрент-трекер - совсем другое дело. Схема его использования не отличается большой хитростью, но все же требует от пользователя некоторого количества усилий и осмысленных действий. В кинобизнесе принято считать, что если человек затрачивает эти усилия на поиск и скачивание картины, то для кинотеатра он как правило - отрезанный ломоть.

- Как бы парадоксально это ни звучало, но иногда торренты, по всей видимости, помогают фильму увеличивать кассовые сборы, - продолжает Ларионов. - Так, например, было с французской комедией "1+1", которую многие посмотрели за несколько месяцев до начала российского проката. В итоге у фильма были высочайшие оценки на киносайтах и масса положительных отзывов. Это запустило позитивное "сарафанное радио, которое привело в кинотеатры новых зрителей. Фильм собрал 51 миллион рублей и стал главным хитом ограниченного проката 2012 года.

То есть в определенных случаях торренты можно использовать и как дополнительный элемент раскрутки картины. Пусть сегодня это и звучит немного диковато, однако вполне вероятно, что именно к этому киноиндустрия в итоге и придет. Потому что борьба с нелегальным контентом в сети идет во всем мире с одним и тем же результатом - "пираты" ведут в этом матче с разгромным счетом. В английском языке на этот счет есть поговорка If you can’t beat ‘em join ‘em. Ее русский аналог звучит еще интереснее: не можешь бороться - возглавь.

Наше кино