Коллекция русского авангарда Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) без приключений добралась до венгерской столицы Будапешта.
На следующей неделе в ведущем музее Венгрии - в Национальной галерее - открывается выставка "Революция в искусстве" из собрания ЕМИИ.
Волею судеб и Наркомпроса в 1920 году в Екатеринбурге "застряла" передвижная выставка революционного искусства - полотна Малевича, Кандинского, Родченко, Лисицкого, Гончаровой и Ларионова. Более полувека коллекция прозябала в запасниках музея, но распыления избежала - сохранилась в целости (из нестоличных музеев подобным объемным собранием русского авангарда может похвастаться только Нижний Новгород). И сейчас ЕМИИ с гордостью представляет свое собрание в Венгрии.
- Для нас это престижный сольный проект, уникальный в том, что в одном из ведущих европейских музеев выставляется только один региональный музей, - рассказывает директор ЕМИИ Никита Корытин. - Обычно наши вещи участвуют в "сборной солянке", в кооперации с Русским музеем, ГМИИ имени Пушкина, Третьяковкой. Для нас большая честь представить Европе русский авангард, интерес к которому не спадает.
По негласному музейному правилу, немалые расходы по упаковке, перевозке в специальных климатических фургонах со смягченной подвеской, распаковке оплачивает принимающая сторона. В Будапешт увезли 42 работы многомиллионной страховой стоимости.
Напомним, Малевич - самый дорогой из русских художников, его "Супрематическая композиция", сопоставимая с екатеринбургской по году, композиции, размеру и технике исполнения, была продана за 60 миллионов долларов.
В Будапеште венгерские и екатеринбургские специалисты распаковали ценный груз, раскрутив тысячи винтов с ящиков с маркировкой "ЕМИИ", сняв множество слоев полиуретана, развернув кипы бескислотной бумаги.
Когда на белый свет появилась композиция Малевича с красным крестом, кто-то выдохнул: "Это и есть русское благочестие?"
Специалисты буквально по миллиметру изучили состояние картины, которую автор писал, смешивая низкокачественное масло и темперу, чтобы добиться особой бархатистой поверхности. Через век после создания картины это его стремление обернулось многочисленными трещинами - кракелюрами.
К выставке выпущен богатый каталог, вернисаж назначен на 28 января.
Выставка в Будапеште продлится до мая, после чего работы вернутся в Екатеринбург, отдохнут, и в конце года их вновь смогут увидеть екатеринбуржцы.
Работы Казимира Малевича