Правда, касается это городов с населением более 20 тысяч человек. Есть норматив и по удаленности самой поликлиники, до нее пешим ходом должно быть не более часа. Все-таки далековато получается. Но и определение населенного пункта - более 20 тысяч населения - растяжимое. Это может быть и город вполне "большой дистанции". Радует уже то, что появится норматив. И его еще предстоит обсудить.
В министерстве здравоохранения подготовлен проект приказа о требованиях к размещению медицинских организаций исходя из потребностей населения. Размещен документ на портале раскрытия информации госорганами для общественного обсуждения.
Как пояснил "РГ" руководитель лаборатории Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России Мехман Мамедов, приказ является попыткой объединить современные международные рекомендации по оказанию помощи пациентам и российские реалии, тенденции по оптимизации и возможности рационализировать расходы. "Но прежде чем начать реализовывать положения документа, необходим "пилотный период", чтобы можно было дать нормативам реальную оценку", - уточняет собеседник "РГ".
По мнению эксперта в сфере здравоохранения Владимира Шевского, актуальность подобного документа несомненна. Он призван повысить пока еще низкий уровень стратегического планирования рациональной сети медпомощи.
"Однако отсутствие в пояснительной записке описания методических подходов и хотя бы самых общих расчетов обоснования рекомендуемых показателей вызывает много вопросов к разработчикам", - говорит Шевский.
Определены общие параметры, характеризующие транспортную и пешеходную доступность медорганизаций и их примерную мощность, вместе с тем следует учитывать, что доступность и качество часто конфликтуют между собой. Доступность требует большого числа мелких учреждений, расположенных вблизи места жительства людей. Эффективность, напротив, диктует необходимость централизации оказания медицинской, прежде всего специализированной помощи.
"На практике добиться рационального компромисса между этими противоречивыми факторами весьма непростая задача, - продолжает Владимир Шевский. - Исходя из этого, следовало бы ожидать, что разрабатываемый документ в обязательном порядке будет содержать методические рекомендации по рациональной балансировке доступности медицинских организаций для населения и их разумного укрупнения для повышения качества медпомощи в многообразных условиях российских регионов".
Непонятна рекомендация по организации карликовых самостоятельных станций скорой медицинской помощи для 12 тысяч населения. "Какой резон отходить от давно устоявшегося и оправдывающего себя порядка организации скорой помощи в населенных пунктах до 100 тысяч населения отделениями скорой помощи городских и районных больниц (не говоря о том, что это приведет к нерациональному использованию дефицитных ресурсов)"? - удивляется Владимир Шевский.
Пешеходная доступность первичной медико-санитарной помощи (не более 60 минут) определена лишь для городских поселений, но не для сельских районов, хотя для них этот показатель куда как более актуален, продолжает специалист. А учитывая чрезвычайно высокую стоимость специфического оборудования для диагностики и лечения онкологических больных, целесообразна организация, как правило, не более одного онкологического диспансера или больницы на регион.
"Рекомендация по организации высокотехнологичной помощи в городской и центральной районной больнице для 20-50 тысяч человек представляется нереальной и нецелесообразной", - добавляет Шевский. Если проект не будет переработан, то его ценность будет незначительной. Между тем потребность в качественном методическом инструменте рационального планирования региональной сети оказания медпомощи весьма высока.