Заявления аль-Джаафари стали следствием нескольких обстоятельств. Во-первых, они бесспорно, являются реакцией официального Багдада на предложения, озвученные в Белом доме. На днях министр обороны США Эштон Картер в статье для авторитетного журнала "Политико" сообщил, что Вашингтон намерен освободить два главных оплота ДАИШ - город Ракку в Сирии и Мосул в Ираке с привлечением американских сухопутных сил. "Нам нужно уничтожить боевиков в этих двух городах как можно скорее. Хотелось, чтобы мы приступили к этому немедленно", - отрезал Картер, так, что у аналитиков возникли сомнения лишь в том, когда именно американские военные прибудут в Ирак. Тем более, в статье Картер уточнил: в Ираке Пентагон разместит "солдат легендарной 101-й воздушно-десантной дивизии, которые будут действовать в соответствии с четким планом военной кампании". Отметим, что именно это подразделение одним из первых вторглось в Ирак в 2003 году, чтобы свергнуть режим Саддама Хусейна, а затем было расквартировано в Мосуле. А в субботу вице-президент США Джо Байден заявил о возможности найти военное решение операции по уничтожению боевиков в Сирии, что дало повод заговорить о начале сухопутной операции Пентагона и в Сирии. Тем более Белый дом уже приучил к тому, что Пентагон не спрашивает разрешения войти на территорию суверенного государства у властей этого государства и ООН.
Однако нынешнее заявление главы иракского МИДа о "самостоятельности" Багдада в борьбе с боевиками, возможно, стало следствием "головокружения от побед". И какие бы заверения не давал иракский министр, местные военные не смогут без поддержки со стороны американцев отбить Мосул, который ДАИШ окружила своими элитными бригадами и "живым кольцом" из числа местных жителей.
Но существует еще один момент, которого больше всего опасается официальный Багдад, заявляя о нежелательности иностранного военного присутствия. Причина кроется в углубляющемся расколе страны. Курды, которые в отрядах пешмерга стоят бок о бок с иракскими военными у "ворот" Мосула, неровен час, объявят о независимости. А после того, как глава Пентагона Эштон Картер заявил о том, что решение о направлении военных в Ирак "было согласовано с союзниками по НАТО", в Багдаде опасаются возможного присоединения к военной кампании Турции, у которой сложились дружеские и экономически взаимовыгодные отношения с иракскими курдами. Более того, около Мосула Турция открыто обучает бойцов пешмерга военному делу для борьбы с ДАИШ. Несмотря на то, что взятие этого города является приоритетом для Багдада, на днях правительство Ирака назвало турецких военных оккупантами и потребовало их немедленного вывода. И здесь кроется еще один подводный камень. Как отмечают ближневосточные аналитики, американцы осознали важность турецкого военного присутствия в Северном Ираке и обещали Анкаре использовать свои "добрые связи", чтобы убедить администрацию в Багдаде, что "турки там нужны больше, чем когда-либо". Но на это Багдад пойти не готов. Даже если на кону стоит судьба Мосула.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews