04.02.2016 00:24
Общество

Как живет пансионат для пенсионеров в Москве

В Европе проживание в пансионате пенсионерам обходится от 10 тысяч евро, а в Москве - 10 тысяч рублей
Текст:  Богдан Степовой
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №23 (6891)
За последние пять лет пансионаты для пенсионеров и ветеранов Великой Отечественной были модернизированы. О том, что изменилось, рассказывает наш корреспондент.
Читать на сайте RG.RU

Нежданная свадьба

В пансионате N 6 на улице Островитянова живут 400 ветеранов. Практически столько же работников их обслуживают. Психологи, инструкторы лечебной физкультуры, массажисты, медсестры, врачи и другие. Для лежачих созданы отделения милосердия. У всех номера на двух или четырех человек с удобствами, холодильником, телевизором.

- У семейных пар обязательно отдельные номера, - рассказывает "РГ" заведующий отделением социально-медицинской помощи пансионата Роман Бежин. - А их у нас немало. Только за последние 10 лет зарегистрировано 20 браков. Недавно поженились Сергей Соколов и Елена Грекова. Ему - 63 года, ей - 34, она инвалид, передвигается на коляске. Но разве это помеха? В ЗАГС поехали, как и положено, на машине - выделил пансионат, оттуда вернулись на торжество в нашей столовой. Она, кстати, вряд ли уступит по качеству блюд и меню ресторану в европейском 4-звездочном отеле. У нас даже шведский стол есть, где на выбор всегда не менее четырех блюд.

Утром отдыхающие - так в пансионате называют ветеранов - идут в кружки по интересам, на гимнастику или в театральный клуб. Очень много желающих позаниматься в компьютерном классе. Кому-то Интернет нужен просто для того, чтобы быть в курсе происходящего в мире, за стенами пансионата, но для многих это еще и отличный, а порой единственный способ для поддержания связей с близкими. Как, например, для Людмилы Владимировны Вовченко, у которой дочь вышла замуж и уехала в Аргентину. Интернет в этом случае - спасение.

- Я сама попросилась сюда после инсульта, - рассказывает Людмила Владимировна. - Дочери надо было ехать на другой конец света, а я была лежачей больной. Она, конечно, переживала. Но я нашла себе здесь подруг и множество занятий. Но главное, заново научилась ходить, полностью восстановилась после инсульта. В пансионате работает социально-реабилитационная служба. В ее штате - врачи, массажисты, инструкторы ЛФК, специалисты по водолечению, психологи, социальные работники. Отличная лечебная база: физиотерапевтический и гидромассажный кабинеты, акварелакс и спелеоклиматическая камера, две сенсорные комнаты и зал лечебной физкультуры.

В отделениях милосердия старики тоже не чувствуют себя брошенными. У каждого - кровать-трансформер, на которой можно и посидеть и встать с которой не так сложно. А еще есть противопролежневые матрацы, кресла-коляски, ходунки. Ну а режим - как дома. В любой момент можно выйти погулять на улицу, сходить в аптеку, встретиться с родственниками. По выходным из пансионата отправляется автобус в ближайший торговый центр. Этот рейс особенно популярен у дам. Есть здоровье и силы? Можно пойти работать - никаких противопоказаний нет. Анна Цибизова, например, занятие себе нашла прямо в пансионате - устроилась администратором и теперь отвечает на телефонные звонки и регистрирует посетителей.

Евроремонт для фронтовиков

У пансионата "Коньково" другой профиль, он создан для ветеранов Великой Отечественной. Здесь на Профсоюзной улице проживают 150 фронтовиков, а обслуживают их 230 медицинских и социальных работников. Средний возраст пациентов - 92,5 года. Свои одноместные и двухместные номера они по привычке называют квартирами.

- Заходите, посмотрите, как я живу, - приглашает нас Василий Иванович Морозов. - Комната просторная, свой туалет и ванная, даже лоджия! Обстановка тоже достойная. Платяной шкаф, трансформирующаяся кровать с противопролежневым матрасом, холодильник, телевизор. В отличие от обычной квартиры есть еще и кнопка экстренного вызова персонала: возраст, вдруг плохо станет? Нажму кнопочку - и медсестра тут же прибежит.

За три последние года в "Коньково" сделали евроремонт. Застеклили балконы, оборудовали два зимних сада и актовый зал на 100 человек. Но главное, здание приспособили для маломобильных граждан - кругом появились пандусы, поручни и широкие лифты. Поликлинику, которая обслуживает ветеранов, тоже переоснастили. Есть в пансионате и свой Музей боевой Славы, библиотека, фитобар, компьютерный класс и домовой храм.

Во дворе стоит памятник героям Великой Отечественной. А вокруг через каждые 50 метров скамейки.

- В День Победы мы тут устраиваем свой парад, - говорит директор пансионата Виктор Ведомцев. - Перед праздниками к ветеранам приезжают с концертами московские школьники. Часто бывают и такие известные артисты, как Иосиф Кобзон, Александр Буйнов или Надежда Кадышева. В прошлом году мы возили фронтовиков в Кубинку посмотреть авиашоу пилотажной группы "Русские витязи".

Стихотворение умершего в доме престарелых старика взорвало интернет

- Я сам ушел из дома и не жалею, - признается Василий Иванович Морозов. - И хотя не одинокий - сын и внуки есть, но они же вечно на работе! От тоски можно умереть. А здесь скучать некогда.

Морозов боялся одного - не потянуть оплату за проживание. Но выяснилось, что ему, как ветерану Великой Отечественной, платить придется лишь 50% от пенсии. Договор он уже подписал. Простым пенсионерам проживание в подобном пансионате стоит дороже, но не намного - 75% от пенсии в месяц, или 10 тысяч рублей. В Европе такой уход обходится от 10 тысяч евро в месяц. "Есть разница? - спрашивает руководитель департамента труда и соцзащиты населения Москвы Владимир Петросян. И сам же отвечает: - Материально - да, а с точки зрения ухода и обслуживания у нас ничуть не хуже, чем в лучших европейских пансионатах". Дело в том, что основную нагрузку по финансированию домов-интернатов берет на себя бюджет Москвы, который платит за проживание одного человека от 80 до 120 тысяч рублей в месяц.

Директор пансионата "Коньково" Виктор Ведомцев любит вспоминать, как пару лет назад к ним на экскурсию нагрянула большая группа иностранных журналистов. В конце визита он спросил у гостей, понравилось ли им у них. И услышал в ответ: "Роскошно! Наши ветераны лежат в палатах по несколько человек, разделенные лишь медицинскими ширмами".

Кстати

В Москве имеется 10 пансионатов для ветеранов труда и Великой Отечественной войны. В них проживают 3,5 тысячи москвичей. Город тратит на их содержание 20 млрд руб. в год. Очередь в настоящее время имеется только в психоневрологические дома-интернаты - в ней состоят 350 человек. Но и она до конца текущего года исчезнет - в настоящее время из системы здравоохранения департаменту труда и соцзащиты переданы две психиатрические больницы, N 2 и 10, а также будет передано здание больницы N 53. Во всех трех также откроются интернаты.

Соцзащита Москва Столица