Для боевых вертолетов ВКС России разработана система диагностики и прогностики неисправностей, рассказал главный конструктор этого направления из курского ОАО "Авиаавтоматика" Станислав Селезнев.
Система датчиков и хитроумное программное обеспечение оценивает состояние фюзеляжа и механизмов вертолета по ключевым параметрам. Если показатель выходит за базовые границы, в кабине пилота загорается индикатор, информация дублируется в бортовой самописец для анализа на земле.
- По фюзеляжу размещены порядка 400 оптических датчиков, следящих за геометрией конструкции. Если появляется трещина, длина волны, на которой работает датчик, меняется и это фиксируется самописцем. Таким образом оборудование может предсказывать поломки и отказы. На основании информации из самописца техники смогут сделать вывод, что данный, к примеру, редуктор сломается через 200 часов работы. И примут меры по его ремонту или замене, - рассказал Селезнев.
Опытный образец системы проходит испытания на ударном вертолете Ми-28Н "Ночной охотник".
- Конструкция вертолета намного сложнее, а отказы в нем опаснее. Если нам удастся предсказывать поломки вертолетов, сделать подобное оборудование для самолетов будет намного проще, - закончил конструктор.
Курское предприятие "Авиаавтоматика" имени В.В. Тарасова занимается разработкой и производством систем управления оружием для самолетов, вертолетов и бронетехники, бортовых самописцев для всех типов летательных аппаратов и ряда кораблей ВМФ России, органы управления самолетами и вертолетами. Есть любопытные образцы и среди гражданской продукции - например, индукционная электрососисочница "Мечта".
Боевой вертолет Ми-28Н