Речь идет о так называемых скрытых патрулях. Это новая форма дежурства дорожной полиции, при которой полицейские следят за соблюдением автомобилистами правил дорожного движения из обычных ничем не примечательных машин. При этом поблизости обязательно есть привычный глазу сине-белый полицейский автомобиль. Доклад о нарушении того или иного водителя идет из салона первого - "нераскрашенного" авто, а останавливают и наказывают нарушителя - полицейские из второй машины. Либо информация о нарушителе передается на ближайший стационарный пост ДПС, где и происходит задержание водителя.
"В организации патрулирования дорожно-транспортной сети г. Москвы в рамках скрытого контроля нет ничего нового. Нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность дорожно-патрульной службы, предусмотрено несение службы как в открытой, так и скрытой форме", - отмечают в отделе пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия со СМИ столичного главка полиции.
Преимущество же скрытых патрулей ДПС в том, что они могут реально оценить картину дорожного движения на дорогах города. При этом за рубежом также активно применяются скрытые патрули. Более того, там сотрудники полиции даже не надевают форму, чтобы быть максимально незаметными на дорогах. У нас полицейские могут только ездить на автомобиле без опознавательных знаков.
"К сожалению, нормативно-правовые акты не предусматривают несение службы сотрудниками ГИБДД в гражданской форме одежды", - поясняют в полиции.
В скрытом патрулировании дорог Москвы, как выясняется, ежедневно задействованы около 30 экипажей дорожно-патрульной службы. Патрулирование осуществляется двумя транспортными средствами на удалении друг от друга примерно в 1 км, на одинаковой скорости. При этом на первом автомобиле нанесена цветографическая схема с опознавательными знаками ГИБДД, тогда как на втором отсутствуют какие-либо опознавательные знаки. Движение происходит синхронно. Таким образом, контроль за безопасностью дорожного движения в рамках скрытого патруля ежедневно осуществляется при задействовании примерно 15 автомобилей дорожно-патрульной службы и такого же количества машин скрытых патрулей.
Как рассказывал ранее "РГ" один из сотрудников ГИБДД, регулярно выезжающий в составе скрытого патруля, их задачей является не выявление каких-то конкретных нарушений, а абсолютно - всех. Они следят и за пристегнутым ремнем, и за включениями поворотников, и за перестроениями по правилам, и за тонировкой, и за грязными номерами. Нередко по манере вождения или по внешнему виду водителя им удается выявить нетрезвых автолюбителей за рулем. Кроме того, в полиции надеются, что новый способ патрулирования поможет бороться не только с нарушениями ПДД, но и против барсеточников, и против тех, кто промышляет автоподставами.
Положительным итогом внедрения скрытой формы контроля на дорогах города является статистика, в частности, по итогам января текущего года. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за прошедший месяц текущего периода произошло снижение дорожно-транспортных происшествий на 108 случаев, в ДТП пострадало на 121 человека меньше, спасены жизни 15 человек, в том числе спасен 1 ребенок. Пострадало на 16 детей меньше, чем в прошлом году.
Стоит отметить, что скрытые патрули эффективно работают не только на дорогах Москвы. Самара, Тула, Иркутск, Мурманск, Волгоград и Тюмень - это далеко не полный перечень российских городов, где ежедневно с хамством на дорогах борются дорожные полицейские на автомобилях без спецокраски.
"Несомненно использование скрытых патрулей ГИБДД наряду с патрульными машинами, имеющими специальные цветографические схемы и световые сигналы может положительно сказываться на выявлении лиц, нарушающих правила дорожного движения, - прокомментировал "РГ" председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго. - Однако существует несколько опасностей, которые необходимо учитывать при решении вопроса о планировании работы указанных скрытых патрулей".
Во-первых, по словам юриста, стоит максимально исключить возможные коррупционные схемы, позволяющие сотрудникам ДПС вместо составления административных протоколов брать взятки от участников дорожного движения за освобождение их от ответственности. Одним из вариантов решения этой задачи могла бы быть установка портативных видео-регистраторов не только в салоне полицейского автомобиля, но и на одежде сотрудников, отмечает эксперт. "Во-вторых, не стоит забывать о том, что основной целью подразделения ГИБДД должна являться профилактика дорожно-транспортных происшествий, а не увеличение статистики количества привлеченных к административной ответственности водителей. Следовательно, работа скрытых патрулей не должна заменять деятельность экипажей в автомобилях с опознавательными знаками полиции. Так как только появление полицейского автомобиля в потоке способно оказать профилактический эффект и предотвратить возможное противоправное поведение на дороге", - считает Евгений Корчаго.