"Шестой созыв Госдумы сформировал новую традицию общественного парламентского лектория", - подчеркнул Сергей Нарышкин, открывая цикл. Он напомнил, что в Думе читались целые циклы лекций по истории государства и права, по культуре, лекции, посвященные отечественной литературе. Перед депутатами и гостями Думы выступали поэт Евгений Евтушенко, писатели Сергей Шаргунов и Татьяна Устинова, искусствовед и историк моды Александр Васильев и многие другие.
Теперь эстафета переходит к тем, кто причастен к жанру кино. "Знаю, что вы выступаете часто, по разным поводам в разных аудиториях, но, наверное, в такой аудитории вам предстоит выступить впервые", - обратился к Михалкову Нарышкин.
Режиссер признался, что заготовил "много статистики", в том числе - о том, сколько фильмов сделано, но в итоге решил не грузить ими собравшихся. Его "лекция", которую сам Михалков отказался считать таковой, получилась очень насыщенной эмоцией и касалась далеко не только кино.
Михалков затронул много тем - в том числе критиковал европейскую толерантность и американское отсутствие исторической памяти. Но большую часть времени глава Союза кинематографистов все же посвятил проблемам, с которыми сталкивается этот вид искусства в России, ведь "успехи мы всегда видим, а неуспехи не хотим замечать".
Одна из проблем - отсутствие кинозалов, из-за чего около 50 процентов россиян не имеют возможности смотреть кино в кинотеатрах. "Они смотрят телевизор, они смотрят интернет, в кино они ходить не могут", - посетовал Михалков, напомнив, что кинематограф не может существовать без зала, без большого экрана и звука. Без них он теряет свою силу.
В маленьких городах вообще нет кинозалов, потому что инвесторам невыгодно их там строить, кинотеатры не окупаются. Так что главное в проведении Года кино в России - не количество мероприятий, а конкретные результаты, которыми может стать как раз строительство четырехсот кинотеатров в малых городах России, уверен режиссер. Такую цифру ранее называли в Минкультуры.
Большую часть "лекции" Михалков посвятил куда более глобальным вопросам: он говорил об общем падении уровня режиссуры в стране. "У нас была потрясающая актерская школа, она и остается лучшей, - добавил он. - Но актер брошен режиссером. Он не может ему помочь, так как не знает - как".
Многие актеры выживают за счет телевидения, рассказал "лектор". "Но это - поток, и в результате у них нет времени, чтобы заняться чем-то всерьез". Как итог - мы лишены на экране представления о том, что такое "мы", приговорил Михалков.
Отвечая на уточняющие вопросы, он пояснил, что дело как в ориентации режиссеров на "экшн", а не на суть, так и в общем падении культуры. Среди причин режиссер назвал уменьшение часов на уроки литературы и русского языка в школах, отсутствие "программы воспитания" учеников. Но наиболее эмоционально Михалков обрушился на "планшеты", на которые перешло современное поколение, отложив книги. "Ты отвыкаешь набираться опыта, мудрости. А когда ты пуст, ты все можешь впитать извне. У тебя нет загрузки, которая называется профессиональным опытом", - рассудил оратор. Он добавил, что "если бы "айпад" существовал триста лет назад, у нас не было бы переписки Толстого".
Коллега Михалкова и глава профильного комитета Станислав Говорухин, который тоже присутствовал на лекции, назвал одной из проблем кино "отсутствие литературного вкуса" у его создателей. Режиссером не может быть человек, не одолевший всю русскую литературу, поставил диагноз он.