Однако вскоре правовые лакуны будут ликвидированы, и парковочные места можно будет официально регистрировать в собственность через органы Росреестра. Об этом рассказал руководитель управления Росреестра по Москве Игорь Майданов и сообщил, что "такие объекты должны иметь четкие координаты, для того чтобы присвоить ему кадастровый номер.
"Сегодня регистрация индивидуального парковочного места невозможна, так как невозможно описать его границы, - рассказал Игорь Майданов "РГ". - Этот вопрос неоднократно поднимался на различных форумах. И сейчас Минэкономразвития готовит соответствующие поправки в законодательство, которыми вводится понятие "площадки", и будут известны четкие координаты этого места. Когда этот вопрос будет законодательно урегулирован, человек, получивший право собственности отдельно взятое машиноместо, сможет его беспрепятственно купить, продать, подарить, переоформить в собственность на другое лицо и т.п.
По словам Майданова, этот вопрос будет законодательно урегулирован до конца этого года. Если инициатива Минэкономразвития будет принята, то появится возможность получать свидетельство о регистрации права собственности как на объект недвижимости.
Согласно действующему законодательству, машиноместа, расположенные на цокольных этажах многоквартирных домов, являются его неотъемлемой частью и приравниваются к общедомовой собственности. Однако на практике застройщики очень активно продают машиноместа всем желающим по договору уступки права, настаивая, что парковочное пространство относится к нежилым помещениям. "Такие продажи без решения общедомового собрания собственников является прямым нарушением закона, - рассказал "РГ" исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.
Например, позвонив в одну из компаний-застройщиков в Подмосковье, выяснили, что парковочные места в цокольных этажах одной из новостроек можно купить по договору уступки права. И пояснили, что компания относит это пространство на цокольных этажах дома не к общедомовому имуществу, а к нежилым помещениям, у которых уже имеется четыре собственника.
Руководитель гражданской практики юридической компании LexProf Семен Смирнов рассказал "РГ", что в большинстве случае парковочные места в многоэтажках приобретаются по договору купли-продажи доли в общей долевой собственности на объект недвижимости, которым выступает помещение подземной парковки в целом. "Это обусловлено тем, что юридически затруднительно выделить парковочное место как самостоятельный объект недвижимости. Кроме того, долевые собственники имеют возможность на законных основаниях без оформления сервитута пользоваться местами общего пользования на парковке (лестничные площадки, проезды между парковочными местами и так далее)", - пояснил он и рассказал, что существуют прецеденты, когда для организации управления парковкой собственники парковочных мест создают ТСЖ, что противоречит самому смыслу товарищества собственников жилья, ведь парковочное место жилым помещением не является. Однако, учитывая дефицит парковочного пространства, подобная практика достаточно распространена.