Отмечу, что за три года мы выделили из федерального бюджета 130 млрд рублей на обеспечение детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. На эти средства было построено более 1,5 тысячи детских садов, возвращено около 300 зданий. В результате появилось более 1 млн 131 тысячи новых мест. И теперь местами в садиках обеспечены почти 100% детей в возрасте от трех до семи лет.
Сейчас начинается реализация программы по строительству и реконструкции школ. Она рассчитана на 10 лет. В текущем году из федерального бюджета на нее выделено 50 млрд рублей. Общий объем финансирования составит около 3 трлн рублей. Данные вложения позволят создать почти 6,6 млн новых учебных мест. Благодаря этому к 2018 году планируется полностью ликвидировать третью смену, а к 2025 году - вторую смену. Из школьных зданий с износом выше 50% дети будут переведены в новые учебные заведения.
Успешно реализуется проект по созданию в сельских школах условий для занятий физкультурой и спортом. В федеральном бюджете на 2016 год заложено более 1,6 млрд рублей на продолжение этого проекта.
В десятках вузов нашей страны по инициативе "Единой России" построены бассейны.
На поддержку программ развития МГУ и СПбГУ из федерального бюджета дополнительно выделено по 1 млрд рублей.
Напомню также, что 7 мая 2012 года президент подписал указы о скорейшем доведении средней заработной платы педагогических работников школ и детских садов до средней зарплаты по региону. К 2018 году до этого же уровня должна быть доведена средняя заработная плата преподавателей в сфере начального и среднего профобразования, а зарплата преподавателей вузов станет в два раза выше средней по субъекту Федерации. Важно, чтобы манипуляции с новым порядком расчета средней зарплаты не привели к подмене идеи президента об обеспечении достойного уровня оплаты труда педагогов бюрократическим жонглированием цифрами.
Надо внедрять современные программы подготовки и повышения квалификации преподавателей, создавать им стимулы к развитию, к непрерывному профессиональному росту. Сейчас, например, учителям присваиваются звания, категории, и за это предусмотрены денежные надбавки, которые по факту в значительной степени потеряли свою стимулирующую роль, их воспринимают просто как часть заработной платы. Считаю, что нужно улучшить систему материального и морального поощрения качественного преподавательского труда.
Помимо этого, необходимо максимально сократить отчетную нагрузку на педагогов и на образовательные организации в целом. Бумажную работу должны взять на себя прежде всего их учредители - подразделения муниципальных и региональных органов власти.
Также следует упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении образовательных учреждений. Конечно, строгий контроль необходим, поскольку в этой сфере речь идет о жизни и здоровье детей, но нужно организовать его таким образом, чтобы не мешать педагогам заниматься своим главным делом - учить ребят.
Наконец, надо добиться того, чтобы в нынешней непростой финансово-экономической ситуации родительская плата, плата студентов за общежитие и за обучение на коммерческих отделениях вузов не росла быстрее инфляции. Образование должно оставаться качественным и доступным.