О том, что топлива за рубеж стали продавать больше, стало известно в ходе заседания биржевого комитета Федеральной антимонопольной службы. Цифры статистики, предоставленные Центральным диспетчерским управлением (ЦДУ ТЭК), говорят сами за себя: с начала 2016 года по отношению к такому же периоду прошлого года НПЗ произвели топлива меньше на 3 процента, всего 4 миллиона тонн. И одновременно с этим снизилась отгрузка бензинов на внутренний рынок - сразу на 8,4 процента, 3,46 миллиона тонн.
Замруководителя ведомства Анатолий Голомозин обратил особое внимание участников совещания и на зафиксированную неравномерность продаж бензина с НПЗ крупных нефтяных компаний для торгов на бирже. В результате оптовые цены на бензин АИ-92 на торговых площадках за период с 15 января по 15 февраля выросли на 13,8 процента, с 31,5 до 35,9 тысячи рублей за тонну. Бензин АИ-95 подорожал на 11,6 процента, с 33,2 до 37,1 тысячи рублей за тонну.
В рознице же пока обратная динамика - в среднем по стране снижение цен составило 0,3 процента за январь 2016 года.
Если отталкиваться от задела прошлого года, когда при инфляции в 12,9 процента "бензиновая инфляция" составила всего 4,8 процента, то задел неплохой, уверены эксперты, опрошенные "Российской газетой". Однако ситуация может измениться в другую, более негативную для автолюбителей и бизнеса в целом сторону.
Действительно ли рост продаж бензина на экспорт может спровоцировать рост цен внутри страны? Или это только в опте, а розницу все-таки будут сдерживать?
Цены на бензин, выраженные в евро, у нас стали самыми низкими среди всех рыночных экономик мира, напоминает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.
"В результате мы потеряли импорт. Внутренний рынок спас рост объемов переработки нефти за последние несколько лет и серьезные вывозные пошлины. Однако охота пуще неволи и объективно сегодня за границу очень выгодно продавать наш бензин. Хотя цифры все равно не должны быть большими", - считает эксперт.
Цены растут тогда, когда нарушается баланс спроса и предложения, продолжает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
"Сначала по классике поднимается биржевая цена на топливо, потом вслед за ней вырастет мелкий опт, а затем уже поднимается стоимость литра в рознице. При этом мы наблюдаем уже в феврале 2016 года, а это все-таки слишком рано, рост оптовых цен. Однако доходность в первый месяц года была очень неплохая, и пока розница еще не выросла. Но будет расти", - считает эксперт.
Тем не менее возможность регулирования роста стоимости топлива существует, подчеркивает он. "Рыночные механизмы поняты. Это баланс спроса и предложения, отсутствие повышения налогов, в том числе акцизов и НДПИ", - резюмирует Евгений Аркуша.
С этим тезисом согласны большинство аналитиков топливного рынка. По их мнению, как и в прошлом году, в 2015-м стоит ожидать нескольких волн роста стоимости литра топлива в опте. Весной и летом они растут на фоне повышения спроса, на фоне выхода НПЗ на плановые ремонты и в результате сокращения переработки. Зимой и осенью они падают, но уже в этом году видно, что эта тенденция изменилась. А розница реагирует с задержкой в несколько месяцев в среднем.
С 1 апреля 2016 года вырастут акцизы на бензин - в базе документов нижней палаты парламента размещена ссылка на соответствующий законопроект.
Акциз на автомобильный бензин 5-го класса составит 10 130 рублей за 1 тонну. Ставку акциза на дизельное топливо предлагается повысить с 1 апреля на 1 рубль в расчете на 1 литр дизельного топлива", - говорится в документе.
Напомним, акцизы на топливо в 2016 году уже повышались: с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1 процента, или на 2 рубля, до 7,53 рубля за литр, а на дизтопливо на 20,3 процента, до 4,15 рубля за литр.