Встреча на министерском уровне прошла вчера в столице Катара Дохе, от России в ней участвовал министр энергетики Александр Новак. Сегодня переговоры продолжатся в Тегеране с Ираном и Ираком при посредничестве Венесуэлы, которая в последние месяцы проявляла активность во встречах и с членами ОПЕК, и с не входящими в картель странами.
Подробности встречи ни одна из сторон не разглашает. До сих пор неизвестно, было ли в планах министров обсуждение сокращения добычи нефти или ее экспорта в пределах пяти процентов. Тем не менее новости на уровне источников взбудоражили рынок, подняв стоимость нефти Brent выше 35 долларов за баррель. От цены этой марки зависит российский сорт Urals, который, как правило, на 1-1,5 доллара ниже Brent. Последний раз бочка столько стоила две недели назад.
Американская нефть WTI достигала 31 доллара, но по итогам встречи вновь упала ниже 29. Менее сдержанно отреагировала Brent, отшатнувшись к отметке 32 доллара. Аналитики рынка солидарны во мнении, что причиной легкого пессимизма стало разочарование итогового устного коммюнике. Уделив слишком много внимания сообщениям СМИ о возможном сокращении добычи, инвесторы получили куда менее радикальный ответ министров энергетики.
По данным ОПЕК, среднесуточная добыча картеля в январе составила 32,33 миллиона баррелей. Формальная квота при этом сохраняется на уровне 30 миллионов баррелей, так как по итогам заседания в декабре 2015 года члены картеля не смогли принять решение о повышении или понижении уровня квоты, получив карт-бланш от президента ОПЕК на наращивание добычи сверх установленных рамок.
Россия же в январе, по данным ЦДУ ТЭК, добыла 46 миллионов тонн нефти с газовым конденсатом. Среднесуточная добыча составила около 10,9 миллиона баррелей. Венесуэла, присоединившаяся к соглашению, извлекала в январе из недр меньше - около 2,5 миллиона баррелей в день, а Катар - в районе 650 тысяч баррелей ежесуточно. К соглашению, по данным источников Bloomberg, уже готов присоединиться Кувейт, добывающий 2,75 миллиона баррелей.
На данный момент добыча как в ОПЕК, так и в России находится на исторических максимумах - страны занимают долю 45 процентов на мировом рынке. Получается, что в ближайшей перспективе, если другие члены ОПЕК одобрят соглашение, можно скорее говорить о стабилизации цен на нефть, а не об их росте, так как основная причина низкой стоимости барреля - превышение предложения над спросом - остается неликвидированной. В то же время говорить о долгосрочных последствиях переговоров преждевременно, подчеркивает старший научный сотрудник сектора энергетической политики Института экономики РАН Иван Капитонов.
В минэкономразвития РФ замечают, что слишком много факторов сейчас влияют как на нефтяные котировки, так и на курс рубля. Вчера доллар на Московской бирже опускался ниже 76 рублей, но затем вернулся к 77 рублям. В Кремле пока не комментируют итоги переговоров Александра Новака с зарубежными коллегами, а постпред РФ при ОПЕК Владимир Воронков выразил надежду на присоединение всех членов картеля к достигнутым договоренностям.
Одним из главных остается вопрос, готов ли Иран поддержать заморозку добычи. Как до, так и после снятия международных санкций Тегеран заявлял, что будет наращивать добычу, чтобы достигнуть минимальной цели - четыре миллиона баррелей ежесуточного производства. В январе, по данным ОПЕК, добыча в Иране составила 2,925 миллиона баррелей в день. Ирак, которому также предстоит участие в переговорах, добывает в полтора раза больше - 4,384 миллиона баррелей в сутки.
"Фиксация уровня добычи - это позитивный сигнал прежде всего для финансовых рынков, которые довлеют над рынками физическими. Разрыв между ними сегодня серьезный, и этот сигнал будет использован для роста цен, - говорит Иван Капитонов. - В связи с этим волатильность будет серьезной, и спекулянты возьмут свое. Чтобы нефть закрепилась на удобоваримо высоких уровнях, нужны еще позитивные новости. Например, если ОПЕК соберется на внеочередное заседание в начале марта и его члены договорятся дополнительно снизить добычу, тогда поступит мощный сигнал - и повышение нефтяных котировок можно будет считать долгосрочным".
С Ираном ситуация сложнее. Экономика страны истосковалась по нефтяным деньгам, и сейчас ограничивать там добычу проблематично. Министр нефти Ирана Биджан Зангане уже заявил, что страна не уступит долю нефтяного рынка. В то же время Тегеран уже подсчитал, что даже при возврате к уровню досанкционной добычи доходы бюджета будут не такими высокими, как раньше, из-за низких цен на нефть. "Поэтому им, с другой стороны, нет смысла противиться заморозке", - рассудил Иван Капитонов.
Теперь главное, чтобы никто из участников вчерашних переговоров не отказался от своих намерений. В течение 2015 года Россия неоднократно пыталась договориться с ОПЕК, но в итоге никто не пошел на контакт. Как следствие - Россия нарастила добычу во втором полугодии, подав ясный сигнал, что она может вести себя достаточно агрессивно в этих вопросах. Если ситуация вновь повторится, ресурсов для ответа хватит, заключил эксперт.