17.02.2016 15:29
Власть

Для техники арктических войск разработали специальные топливо и масла

Для войск в Арктике разработали топливо, не замерзающее даже на полюсе холода
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №34 (6902)
Почти полтора десятка опытных военных машин повышенной проходимости сейчас проходят испытания на полуострове Варандей в Заполярье. Помимо оценки новой техники для арктических войск заказчиков из минобороны интересует, как поведут себя в условиях Крайнего Севера специально разработанные для таких регионов новые виды горючего и смазочных материалов.
Читать на сайте RG.RU
Российские военнослужащие в Арктике

Об используемых в армии топливе и технических жидкостях пишут не часто. Куда интересней рассказывать, как далеко летит и насколько точно поражает цели ракета, в каких глубинах ходит новая подлодка, что за виражи выписывает в небе современный истребитель. То, что они заправлены высокоэффективным горючим и другими материалами как бы подразумевается само собой. Однако разработка этого топлива и этих самых материалов - целая наука, ею занимаются десятки НИИ, конструкторских бюро и вузов по всей стране. И когда их рекомендации не слышат либо игнорируют, жди беды. Ракета и самолет просто не взлетят, танк не поедет, артиллерийская установка не выстрелит.

Пару лет назад "РГ" рассказывала, как в Подмосковье во время испытаний итальянских самоходных артустановк Сentaurio и боевых машин пехоты Freccia произошел конфуз. Технику, подготовленную для эксплуатации в условиях высоких температур, без должной проверки начали опробовать в десятиградусный мороз. Сначала она долго не заводилась, а потом у иномарок замерзала эксплуатационная жидкость, залитая в гидроамортизаторы и другие гидравлические системы.

Военные испытают машины для арктических войск

В минобороны обещают: с новыми машинами для Российской армии такого не случится. Замминистра Дмитрий Булгаков рассказал, что в арктической группировке войск уже используют дизельное топливо, не теряющее полезных свойств даже на 65-градусном морозе. Кроме того, северные гарнизоны снабжают универсальным всесезонным моторным маслом М-3з/12-Д. Оно гарантирует запуск холодного двигателя при температуре минус 50. Другая отечественная разработка - всесезонное трансмиссионное масло ТМ-5-9з обеспечивает готовность техники, когда за бортом минус 60.

За последние годы на снабжение армии принято много таких новинок. К примеру, горючее Децилин-М позволяет увеличить дальность применения стратегических крылатых ракет на 250-300 км. В войска поступает дизтопливо, предохраняющее технику от взрывов и пожаров при ее поражении противотанковыми и другими огневыми средствами. Для стратегических ракетоносцев ТУ-95МС разработали всесезонное масло КА-7,5, обеспечивающее запуск турбовинтовых двигателей при низких температурах  - это сократило время подготовки машины к вылету на 6-8 часов. А унифицированное синтетическое масло СМАРТ-4 для авиационных турбореактивных двигателей 4-го и 5-го поколений не только подтвердило работоспособность при температурах до 300 градусов, но и заменило пять других марок масел. В ВМФ сейчас используют унифицированные масла  К4-20 и ЛЗ-КТЗ. Они обеспечивают эксплуатацию многоступенчатых высокотемпературных воздушных компрессоров высокого давления и блочных паротурбинных установок нового поколения  "Азурит" и "Сапфир" атомных подводных крейсеров и надводных кораблей.

По словам Булгакова, войска также получают универсальное всесезонное масло КРМ. Оно позволяет во всех климатических зонах при температурах от минус до плюс 50 градусов смазывать, чистить и защищать от коррозии стрелковое вооружение, в том числе стволы, механизмы затворов и полуавтоматики танковых пушек. "По уровню эксплуатационных свойств это масло находится на уровне лучших зарубежных аналогов, что позволило в четыре раза сократить регламент обслуживания стрелкового вооружения", - сообщил замминистра обороны.

Армия Технологии Ненецкий АО Урал и Западная Сибирь Северо-Запад