Кто такой Александр Блинов, спросите вы, и почему довериться ему стоит вдруг всей семьей? Рассказываю. Художник и архитектор Блинов родился в Москве. Вот, пожалуй, и все, что о нем известно, а больше и не надо. Остальное как раз можно из книги узнать.
Фото: Обложка книги
На дворе 1950-60-е годы. Жизнь столичного мальчишки бьет ключом. То ранний подъем под гимн, когда так хочется спать. То поход в Мавзолей, где многочасовая очередь. А то Мальвина, любовь всей жизни, прямо перед тобой - только эскалаторы ваши едут в разные стороны...
С добротой и юмором, очень понятным и ребенку, и взрослому, Блинов вспоминает времена, когда он был мальчишкой Сашкой, рассказывает о друзьях и родственниках, о детстве счастливом и насыщенном - такое, отчего-то кажется, могло быть только тогда... Книжка - привет из прошлого. Когда деревья были большими, трава зеленее, лето знойнее, а мороженое слаще. Время без суеты и ложных ценностей. Издатели дают этим рассказам очень точную характеристику: "В них разные московские люди середины прошлого века, в основном дети, живут какой-то очень настоящей жизнью".
Смех и слезы в этих рассказах вперемежку. Читаешь их взахлеб - и будто сам становишься этим Сашкой. Вот у тебя свой игрушечный Буратино. Вот ты шлепаешь босиком по лужам. Собака Пират предает тебя за батон ливерной колбасы. Прабабка Кика только для тебя печет вкуснейшие пирожки. Или р-раз - и ты обернулся тюленем Томкой из зоопарка. А надоест - так и собакой Тимкой. Все веселей, чем каким-нибудь взрослым занудой.
"А ботинки были фабрики "Скороход" - жесткие и для мучений. И внутри ботинок торчали всякие нужные ботинкам вещи: гвозди, прошивки... И идти без носков было очень больно и неудобно. Я шел и, чтобы не плакать, представлял себя Гердой, а Надю Свинкину - Каем. И что я иду на поиски Свинкиной-Кая, которую унесла Снежная королева Вера Аркадьевна, и уже стер об асфальт все подошвы у ботинок...
И тут я увидел знакомую большую серую дворовую собаку Тимку. Тимка шла, спокойненько наступая на лужи всеми своими четырьмя лапищами, и улыбалась веселой пастью! Тогда я расхотел быть несчастным Мальчиком-Тюленем, снял ботинки и что было сил затопал босыми ногами по лужам: ведь все равно я не мог промокнуть!
- Гав, гав, гав, - топал и лаял я.
- Уф, уф, - отвечала мне Тимка".
Очень трогательно у Блинова о грустном. О смерти - редко кто так может, наивно, глазами ребенка: "Мы выходим за оградку. Мать завязывает косынкой калитку. Веселые дед с бабкой сидят в гробах и машут нам. Я незаметно машу им в ответ".
В детстве легко быть беззаботными. А чуть выросли - и все забылось. "Рассказы толстого мальчика" напоминают, каково это. Чтобы еще раз хоть на парочку минут - тюленем. Или кем хотите. Да поймать жука в спичечный коробок. И непременно всей семьей. И детям рассказать, какими были вы в их возрасте. Чтобы не растерять все это в будничной суете.