Казалось бы, съемки авторского кино о 4 днях из жизни ленинградского писателя не предвещали никакого экстрима. А между тем атмосфера у крепостных бастионов (равелина) напоминала скорее о "Перевале Дятлова" - заснеженный пляж сливался с закованной во льды Невой, темнота, возвышающиеся скалами стены крепости, отчаянный ветер, сносящий киношные палатки. Но Алексея Германа непогода не смущала, то ли потому, что наконец стартовали съемки картины, то ли потому, что именно этот пронзительный холод и рвущий полы пальто ветер создавали необходимый накал драматизма в сцене ночного разговора Сергея Довлатова и Иосифа Бродского, и явно не о девушках.
Был ли на самом деле такой разговор, и тем более под стенами Петропавловской крепости, не важно - Алексей Герман снимает художественное произведение, не претендующее на стопроцентную историческую правду. И все же, почему Петропавловка? По словам режиссера, в этом месте чувствуется имперская энергия. Расшифровывать свою мысль режиссер не стал, можно лишь догадываться, что он имел в виду, учитывая, что время действия картины разворачивается накануне эмиграции Бродского.
"Это будет история не только о самом Довлатове, - говорит Алексей Герман, - но и о его окружении. О Ленинграде того времени, когда он был средоточием культурной жизни страны. Когда снимал свои шедевры "Ленфильм", вся страна знала БДТ Георгия Товстоногова. Еще совсем недавно, в конце 60-х, он был настоящей меккой неформальной литературы, и в начале 70-х годов это положение сохранялось. Хочется попытаться создать портрет эпохи".
Чтобы добиться наибольшего правдоподобия в воссоздании прошлого, художник картины Елена Окопная объездила барахолки не только Питера, но и Милана и Лондона. Кинематографисты даже обратились за помощью к народу - петербуржцев просили приносить на киностудию "Ленфильм" одежду, фотографии, бытовые предметы и даже мебель, все, что относится к периоду до начала 1970-х годов. Здесь были рады хоть боксерской груше, хоть бижутерии того времени. На нехватку подходящего реквизита на киностудии не жалуются, но, по словам Елены Окопной, важно, чтобы вещи прибывали из разных источников: "Ограничившись лишь цехом "Ленфильма", мы будем видеть одни и те вещи в разных картинах".
Куда сложнее воссоздать сам город того времени. "И дело даже не в рекламе, которой тогда не было, не в пластиковых окнах или "украшающих" город мусорных баках, которые были другими, - говорит Алексей Герман - Но даже цвет Петербурга изменился - тогда красили в иные оттенки, по вечерам зажигалось холодное уличное освещение". Вот поэтому-то, кстати, отключили свет в части Петропавловской крепости - меняли лампочки. Какие-то локации в Петербурге придется декорировать, что-то строить. "Многие интерьеры, например квартира Бродского, будут строиться заново. Что-то будет воссоздаваться. В Петербурге есть много брошенных помещений со старыми печками и паркетами. Их мы будем достраивать",- пояснил режиссер.
Места съемок съемочная группа не спешит раскрывать. Особенно интригует, как кинематографисты "справятся" с Невским проспектом - ленинградским "Бродвеем" того времени, который просто немыслим без возвышающейся над всеми фигуры Довлатова.
Но самой большой тайной окружен актерский состав фильма. Кастинг длился порядка 9 месяцев, и на сегодняшний день известно лишь, что команда получилась интернациональной - названы Данила Козловский, Елена Лядова, Светлана Ходченкова, Антон Шагин, Петр Гасовский, Алексей Агранович, Мария Ярвенхельни, Кати Оутинен. Так же известно, что жену Довлатова Елену сыграет иностранная актриса (имя засекречено), маму - армянская актриса Тамара Оганесян (вдова Фрунзика Мкртчяна), а Бродского - Артур Бесчастных. Кстати, этот молодой московский актер уже попробовал себя в роли "нашего рыжего" (выражение Ахматовой) в сериале "Таинственная страсть" по роману Василия Аксенова. Любопытно, что из довлатовского окружения, кроме Бродского, остальные образы будут собирательными. Из реальных исторических персонажей мы также увидим Леонида Ильича Брежнева - как персонажа одного из снов главного героя.
Кто же стал Довлатовым? Этот секрет продюсеры картины обещали хранить до последнего съемочного дня. Можем добавить - или до первого папарацци. Сегодня нам пришлось довольствоваться фразой, "что актер точно не будет блондином маленького роста". Кроме шуток, каким же видится Довлатов самому Герману? "Я ни в одной книжке о нем так и не смог найти какой-то емкий образ, - рассказывает режиссер. - Пишут: был такой-сякой, так сидел, гулял в шлепанцах, шутил, был очень высокого роста, писал рассказы, более удачные или менее, а потом вдруг оказался великим писателем. Единственно, что могу сказать сегодня: это был очень большой и очень нежный человек… Поэтому мне бы хотелось, чтобы кино про Довлатова стало попыткой чувственного исследования его внешнего и внутреннего мира".
В поисках Довлатова принимают участие четыре страны: Россия, Польша, Финляндия и Сербия. Предполагается, что съемочный процесс завершится в начале июня, а вся работа над картиной - в самом начале 2017 года.