Марк Райлэнс, сыгравший полковника Абеля в фильме Стивена Спилберга "Шпионский мост", получил Оскара за роль второго плана.
Английский актер и внешне напоминает полковника-нелегала Вильяма Фишера, взявшего при аресте в США имя своего друга Рудольфа Абеля. Ранее в своих интервью Марк Райлэнс говорил, что читал книги о полковнике и постарался сыграть его как можно правдивее.
Это блестяще удалось. Вообще-то англичанин у себя в Великобритании больше известен как исполнитель главных ролей в пьесах великого Шекспира. Вот в таком же академическом, очень достойном стиле он воплотил образ немолодого уже разведчика, хладнокровно встречающего даже явно несправедливый приговор о 30-летнем заключении, что в его возрасте равносильно медленной смерти. И пусть Рудольф Иванович Абель никогда не произносил фразы, ставшей в фильме коронной: "А что это даст?". На вопросы своего адвоката Донована - одновременно спасителя и искусителя, пытавшегося завербовать его буквально до последней минуты, он отвечал вопросом: "А это имеет значение?" Дело не в таких неточностях. Впервые в истории американского кино советский разведчик показан не пьяницей и подлецом, а по-настоящему мужественным, преданным Родине человеком.
Игрой Райлэнса восхищаются и два вполне реальных, а не исторических персонажа. Лидия Борисовна Боярская, приемная дочь Фишера-Абеля, сказала мне, что актер, "игравший дядю Вилли даже похож. Он в его исполнении искренний, немногословный. И Донован тоже настоящий". Это признание дочери, которой в марте должно исполниться 92 года, дорогого стоит.
Вторит ей и Джейн Донован, дочь адвоката. В нескольких интервью она подчеркивала, что ее отец никогда не считал Абеля предателем. А Марк Райлэнс, она в этом уверена, будет номинирован на Оскара.
Что ж, приятно, что две дочери главных героев не ошиблись. Это делает честь и выборщикам. Отношения наших стран сейчас переживают непростой период, а они взяли и проголосовали "за русского полковника" и одновременно английского драматического актера.