29.02.2016 20:00
Культура

В Мариинском театре представили оперу Ивана Дзержинского "Тихий Дон"

В Мариинском театре возрождают советскую оперную классику
Текст:  Юлия Бройдо
Российская газета - Федеральный выпуск: №43 (6911)
Одновременно с премьерой "Катерины Измайловой" Дмитрия Шостаковича в Большом театре в Мариинском представили оперу Ивана Дзержинского "Тихий Дон" в концертном исполнении.
Читать на сайте RG.RU
Как Федор Шаляпин вынужден был меняться в 1917 году

Два этих произведения странным образом связаны. "Тихий Дон" - практически ровесник "Леди Макбет Мценского уезда". И именно Шостакович рекомендовал сочинение 24-летнего композитора Дзержинского к постановке в МАЛЕГОТе. Первоначально опера была посвящена Шостаковичу, но впоследствии, по понятным причинам, композитор посвящение снял. Гримаса истории заключалась в том, что Сталин посетил представления "Тихого Дона" и "Леди Макбет" с разницей в несколько дней. И предпочел Дзержинского. И не просто предпочел: как известно, неуспех "Леди Макбет" у Сталина привел не только к разгромной статье в "Правде", но и к тому, что Шостакович на этом завязал с оперным жанром. Чего нельзя сказать о Дзержинском. На волне успеха своей первой оперы он написал их еще с десяток. Но чуда больше не случилось - ни одно его сочинение не выдержало конкуренции с "Тихим Доном".

Опера Дзержинского попала в струю. Надо напомнить, что и литературный первоисточник - роман Шолохова - вместе со своим создателем был поднят на щит прогрессивной советской литературы. А "Тихий Дон" Дзержинского стал образцовой советской оперой - в противовес всякому "музыкальному сумбуру" песенно-доступной. Опера победно прошла по многим сценам Советского Союза. А в 1967 году, более чем через тридцать лет после премьеры, Дзержинский написал продолжение, сиквел, с подзаголовком "Григорий Мелехов". Именно этот вариант шел в Кировском театре в постановке тогдашнего главного режиссера Романа Тихомирова, в нем блистали звезды советской оперы - Ирина Богачева, Людмила Филатова, Владимир Морозов, дирижировал Константин Симеонов. Но в 2016-м Мариинский театр вернулся к первоначальному варианту партитуры, благо ноты нашлись в Воронеже.

Андрей Кончаловский поставил "Вишневый сад" в Театре им. Моссовета

Эта тема - возрождение к новой жизни советской оперной классики, оптом сброшенной с корабля современности с пришествием новых времен, - идея художественного руководителя Академии оперных певцов Ларисы Гергиевой. И меньше всего эта тенденция отдает ретроградством - произведения членов Союза советских композиторов звучат нынче свежо и искренне, в первую очередь благодаря тому, что исполняют их артисты нового поколения - молодые солисты академии. Второй год в Концертном зале Мариинского театра проходит абонемент, в прошлом сезоне называвшийся "Рожденные в СССР", а в этом поименованный в честь вошедшей в него оперы Родиона Щедрина "Не только любовь". От смены названия суть не изменилась: новую жизнь обрели музыкальные раритеты ХХ века, исчезнувшие из афиш отечественных театров, - "открытием" прошлого сезона стала опера Кирилла Молчанова "Зори здесь тихие", а в этом громкие аплодисменты сорвало "Укрощение строптивой" Виссариона Шебалина. "В бурю" Тихона Хренникова и "Кола Брюньон" Дмитрия Кабалевского зазвучали в исполнении молодых певцов с новым чувством. А теперь пришла очередь и одного из самых неоднозначных "шедевров" - "Тихого Дона" Дзержинского.

Драматический сюжет романа Шолохова в опере получил иной финал - и не потому, что композитор изменил его намеренно. Просто к моменту написания оперы роман еще не был дописан. Коллизия стала более прямолинейной: Григорий - из богатых, но, полюбив "бедную" Аксинью, порвал с семьей и стал большевиком. Правое дело революции побеждает любовь, в финале Григорий уходит воевать "за землю, за волю, за лучшую долю". Но если драма классовой борьбы в XXI веке вызывает лишь снисходительную усмешку, то музыка оперы и восемьдесят лет спустя способна тронуть сердца слушателей. Особенно в исполнении молодых артистов, которые все делают "взаправду", отыгрывая бьющие через край эмоции главных героев без тени иронии. Неистовый дирижер Владислав Карклин смог увлечь и оркестр, и хор, также состоящий из "академистов". А звонкие и сильные голоса солистов - Артема Мелихова, Эвелины Агабалаевой, Натальи Павловой, Ярослава Петряника, столь же властно захватили публику. И хотя Дзержинский, конечно, не Шостакович, все ж услышать забытую партитуру было любопытно. Эта возможность есть у каждого - в век новых технологий видеозапись "Тихого Дона" доступна на сайте mariinsky.tv.

Музыкальный театр