01.03.2016 22:35
Происшествия

Как начиналась преступная карьера самого известного черного антиквара

Чтобы красть раритеты, антикварный вор подделывал документы и подкупал охрану
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №44 (6912)
В специальных криминальных справочниках про Владимира Файнберга пишут определенно: "Вор, антиквар, коллекционер". Именно так, первое слово - "вор". Про жизнь этого человека можно снять захватывающий триллер.
Читать на сайте RG.RU

Файнберг родился в Ленинграде. Сейчас ему 61 год. Начинал как все дети - с коллекционирования марок и открыток.

По рассказам следователей, которые в 80-е годы допрашивали Файнберга, его страсть к антиквариату началась у него в детском возрасте. Еще дошкольником родители привели его в Эрмитаж и он был потрясен увиденным. С тех пор он стал постоянным посетителем этого музея. И начал собирать марки и открытки.

По рассказам тех, кто серьезно в этом разбирается, его коллекция старинных открыток в студенческие годы считалась одной из лучших в стране.

Ну а в остальном, у молодого человека было все как у всех - отслужил в армии, окончил институт. Казалось бы вот с этого начнется нормальная жизнь молодого, умного парня. Но все пошло по другому пути.

6 лет - такой срок получил Файнберг в 80-е за кражу раритетов из архива и у частного коллекционера

В криминальные сводки юноша попал в далеком 1984 году. Файнберг тогда заинтересовался Ленинградским государственным историческим архивом. Но туда никого с улицы не пускали. Исторические документы выдавали только специалистам по направлениям из организаций.

Ирландия решилась продать на аукционе "краденые" картины

Вот тогда молодой Файнберг подделал удостоверение сотрудника журнала "Театр" и выкрал из стола своего родственника, настоящего сотрудника этого издания, специальные бланки.

Работал в архиве несколько недель. Составил список самого ценного, уточнил режим охраны и сигнализации. Так смог выкрасть десятки редких документов.

Не брезговал и отдельными гражданами. В 1986 году обокрал известного ленинградского коллекционера Ланцмана, дом которого был заполнен ценными старинными вещами и документами. Работал вполне профессионально - пришел к коллекционеру домой как сотрудник ЖЭКа. Осмотрелся и, дождавшись, когда Ланцман с семьей уедет на дачу, по пожарной лестнице залез в квартиру через окно и вынес сколько смог.

К этому моменту обнаружили и кражи в архиве. Сверив даты выдачи исчезнувших документов и списки посетителей, вышли на Файнберга. А когда пришли с обыском к нему домой, нашли и украденное у Ланцмана. Так за две кражи вор получил срок 6 лет, но за примерное поведение вышел на волю через три года.

А на воле к тому времени уже вовсю шла перестройка и самым модным словом было слово "бизнес". Файнберг в Питере на улице Некрасова открыл антикварную лавку. И познакомился с неким мелким коммерсантом Александром Зайцевым. Так появилась фирма "ФАЗА" (Файнберг - Зайцев). Профиль - торговля антиквариатом.

В Москве из "Музеона" украли статуэтку за полмиллиона рублей

Третьим в этой странной компании оказался младший сержант охраны государственного исторического архива Александр Беспамятнов. Тот нашел Файнберга по объявлению в газете и пришел продавать папку со старинными документами. Новоявленный бизнесмен понял, откуда добро, и предложил Беспамятнову пустить его и Зайцева в архив. За деньги. По тем временам цена прохода 70 тысяч неденоминированных рублей.

В материалах уголовного дела сохранилась дата начала архивных краж - лето 1994 года. Воры приходили в архив по ночам, когда дежурил Беспамятнов. Тот отключал сигнализацию. Иногда, как рассказал следователям охранник, вместе с Файнбергом приходили незнакомые люди. Они листали древние папки и книги, вырывали оттуда страницы. По подсчетам следствия, общий ущерб, нанесенный архиву, составил 24 миллиона долларов.

В Германии Файнберг попробовал продать краденое на аукционе. Не вышло. Владелец аукциона, естественно, оказался грамотным и отправил запрос в архив в Санкт-Петербурге. Так появилось еще одно уголовное дело. Файнберга, Зайцева и Беспамятнова задержали. Но они ведь не опасные, и вскоре всех отпустили под подписку о невыезде.

Результат: Файнберг сбежал за границу. Напарники остались. В 1998 году суд в Санкт-Петербурге дал Беспамятнову 9 лет, Зайцеву - 11. Штраф - 18 миллионов долларов. Беглый антиквар в розыске. Правда, не тайна, где он находится - живет в Израиле. Но сменил имя. Наша страна пыталась вернуть черного антиквара. Его дело живо, и следователи надеются на встречу.

В 2005 году власти Израиля приняли решение об экстрадиции Файнберга в Россию по запросу нашей Генеральной прокуратуры. Но депутаты Кнессета возмутились, и спустя полгода тогдашний министр юстиции Израиля отменила судебное решение.

Подпольный рынок торговцев антиквариатом, в том числе и старинными рукописями и документами - это целый мир со своими королями и шутами, правилами и законами. Здесь крутятся огромные деньги, сопоставимые с торговлей оружием и наркотиков. И наш герой на этом поле был фигурой далеко не последней.

Какие ценности были похищены из российских архивов в 90-е

По мнению специалистов, которые занимаются расследованием краж антиквариата, Файнберг занимал в отечественном подпольном мире одно из первых мест. Ущерб, который он нанес нашей стране, подсчитан в томах уголовного дела. Но как хором говорят следователи, это лишь капля в море. На самом деле точно не установлено, сколько этот человек сумел вынести, вывезти и продать.

В ситстеме МВД, как и в аналогичных органах других стран, есть засекреченные подразделения, которые специально занимаются такими файнбергами. А так же теми, кто наводит, посредничает, покупает то, что уходит из залов музеев и сейфов хранилищ. Громкие заявления отдельных правоохранителей в разных странах о том, что такой род преступности можно свести на нет, оказались блефом.

Воры антиквариата будут существовать столько, сколько существуют те, кто готов вкладывать миллионы в раритет, невзирая на его сомнительное появление на рынке. Их даже не останавливает, что купленный ими старинный предмет, они никогда никому не смогут показать.

С ворами и продавцами музейных и архивных ценностей борются и сами музеи. Выпускаются специальные каталоги краденных вещей. Специалисты проверяют выставленные на аукционах лоты.

И все равно, скандалы и неприятные находки продолжают появляться то тут, то там. Но серьезные антиквары, хозяева аукционов, музейщики очень высоко ценят свое честное имя и не молчат о своих подозрениях.

Криминал