Для платных трасс на организацию придорожного бизнеса предприниматели готовы только в этом году потратить около 15 миллиардов рублей. Такую цифру озвучили на конференции, посвященной взаимодействию госкомпаний и бизнеса.
В дальнейшем на М-11 и Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) сразу при проектировании будут выделять площадки под зоны отдыха, пояснили "РГ" в Автодоре. А пока идет основная стройка, начнут отбирать тех, кто готов предложить водителям и кров, и хлеб. На каждой дороге будет своя специфика.
На М-4 - расчет на тех, кто едет с семьей отдыхать на Юг. И здесь в требованиях для площадок отдыха будут обязательны детские городки. На М-11 также будет ориентир на таких пользователей и на тех, кто хочет посетить памятники архитектуры, например те, что расположены в Вышнем Волочке. На ЦКАД площадки отдыха будут больше ориентированы на дальнобойщиков, так как эта дорога задумывается как транзитная трасса. Отбирать тех, кто готов обеспечить хороший отдых, предложить не только пирожки и чай, но и безопасность, среди малого и среднего бизнеса решили на конкурсной основе.
Ожидаются большие перемены и на водном транспорте. Он начнет конкурировать с наземным, уверяют эксперты. Распоряжением правительства утверждена стратегия развития внутреннего транспорта до 2030 года. Документ вчера размещен на сайте кабмина. "Речные пассажирские перевозки могут помочь разгрузить автомобильные дороги в крупных городах", - говорит член Общественного совета при Федеральной таможенной службе Сергей Варламов.
Но для этого опять же нужен новый водный транспорт, уточняет эксперт. Речной транспорт стремительно стареет и медленно обновляется. К примеру, сегодня много говорится о развитии внутреннего туризма, в том числе круизов, но современных теплоходов для этого нет.
"На рынке появились новые теплоходы, отвечающие самым взыскательным запросам потребителей. Они соответствуют отелям 4-5 звезд", - рассказывает Светлана Гончарова, заместитель генерального директора круизной компании "Мостурфлот", и тут же оговаривается - таких теплоходов в России всего два, остальные старше 20 лет.
Обновить речной флот планируется с помощью программы утилизации. Владельцы речного транспорта, сданного в утиль, получат компенсацию, которая будет направлена на покупку новых судов.
Также предлагается ввести такие меры поддержки, как компенсация процентной ставки при кредитовании строительства судов на российских верфях, использование механизма лизинга для обновления флота. Всего за время реализации стратегии планируется построить 13,5 грузовых и вспомогательных судов.
Варламов отмечает, что в России популярности водных перевозок мешает сезонность. Большинство рек зимой замерзает. Но летом эти реки позволяют перевезти большие объемы грузов в северные территории, которые не имеют железнодорожного и автомобильного сообщения. Здесь водный транспорт просто вне конкуренции.
Реализация стратегии поможет перевести часть пассажирских и грузовых перевозок на водный транспорт с помощью ограничения на транспортировку нерудных строительных материалов автомобильным транспортом и запрета использования большегрузных автомобилей в городах, где имеются водные пути.
Доработать планируется и тарифную политику, сочетающую в себе механизмы свободного ценообразования с контролем необоснованного завышения цен.
Стратегия призвана обновить транспортную инфраструктуру и парк судов.
Для улучшения качества транспортных путей планируется к 2018 году перейти на полное финансирование содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений за счет средств федерального бюджета.
Предусмотрено строительство целого ряда гидротехнических сооружений, которые должны устранить проблему "узких мест" и увеличить пропускную способность водных путей.