Продажа коньяка, бренди, кальвадоса сократились на 4% - до 14,3 млн л, продажа виски упала на 10,7% - до 12,4 млн. На 9,8% снизились и розничная продажа вина - за год москвичи его купили 120,8 млн л. С чем связано такое охлаждение? Может, начала давать плоды пропаганда здорового образа жизни?
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что людям проще отказаться от мяса и сыра, чем от горячительных напитков. 80 % населения в любом европейском городе употребляет алкоголь. Просто в Москве начался отток приезжих, которые решили переждать сложные времена на малой родине. Мосгорстат же считает продажи, поэтому все логично: меньше людей, меньше спиртного. Что же касается стоимости алкоголя, то здесь ситуация неоднозначная. Импортный, безусловно, сильно подорожал из-за роста валют. Поэтому элитные сорта, стоимостью выше 100 евро, ретейлеры уже практически не заказывают. По словам Дробиза, элитный алкоголь - это сегодня прерогатива исключительно ресторанов высшей ценовой категории. Глава федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров заявил, что именно дорогие рестораны из всего общепита в кризис чувствуют себя стабильнее всего: "Их в Москве как было порядка 2 тысяч, так и есть. У каждого - постоянные посетители, которые спокойно заказывают алкоголь и по 10, и по 40 тыс. руб. за бутылку". Но все же основная часть горожан выбирает кафе и рестораны экономкласса, которых в Москве насчитывается более 5 тысяч. В них спрос на крепкие напитки снизился. "Не стоит забывать, что алкоголь - не основной продукт, который предлагают кафе и рестораны, - замечает Бухаров. - Люди приходят в основном поесть, многие приезжают на авто, поэтому винные карты даже не смотрят". Зато потребление водки экономкласса выросло с 40 до 60%. Это подтверждает и глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк: "Алкогольные напитки высокой ценовой категории - от тысячи рублей за бутылку, действительно сейчас плохо продаются, - говорит он. - А массовые сорта той же водки по 300-350 руб. как продавались, так и продаются".
Декан высшей школы маркетинга и развития бизнеса Высшей школы экономики Татьяна Комиссарова обращает внимание на то, что не стоит забывать законы физики: если в одном месте убывает, то в другом - прибывает. "Продавцы самогонных аппаратов сегодня констатируют увеличение продаж", - отмечает она. По наблюдению Татьяны Комиссаровой увеличились продажи недорогого пива. "И это не есть хорошо, - говорит эксперт. - Понятно, что чем дешевле напиток, тем хуже его качество. Тем сильнее опасность отравления или алкогольной зависимости".
А вот глава комиссии по физкультуре, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов считает, что чем больше и активнее человек занимается спортом, тем меньше времени и желания остается у него на возлияния. Ведь после рюмки ни в какой спортзал или на стадион идти уже не хочется. Москвичи же, напротив, из года в год становятся все спортивнее. Сейчас идем к тому, что в 2017-м систематически спортом будет заниматься каждый третий москвич.