В этом году список потерял одно лекарство. Но зато расширился еще на 43, таким образом, в нем сейчас насчитывается 646 лекарственных препаратов, пояснил "Российской газете" кандидат медицинских наук, фармэксперт Орест Ибрагимов.
Вообще, если лекарство попало в этот список, значит, во-первых, оно не исчезнет с прилавков аптек и из медучреждений - правительство позаботится о том, чтобы они были доступны для населения. А во-вторых, лекарства из списка не будут дорожать семимильными шагами, как другие, даже если курс иностранных валют на бирже будет кардинально меняться. "70 процентов препаратов, включенных в список, производятся в России и 30 процентов - импортные. Правительство фиксирует цену в рублях и на те, и на другие", - напоминает Орест Ибрагимов.
Если лекарство вносится в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, компания-производитель подает заявку и регистрирует цену на него в реестре предельных отпускных цен на жизненно важные препараты. И после этого производитель ни при каких обстоятельствах не может отпускать этот препарат по цене выше зафиксированной. Как и учреждения здравоохранения не имеют право закупать его по более высокой стоимости.
Накрутки для дилеров и аптек тоже строго зафиксированы. "Тогда как накрутка дилеров и аптек на лекарства, не включенные в список, может составлять 30-40 процентов от цены производителя", - уточняет эксперт.
Раз в году производитель может обратиться к властям с просьбой пересмотреть цену, предоставив документы и расчеты, аргументирующие необходимость изменения цены.
В этом году список пополнился действительно жизненно важными препаратами, современными, актуальными, имеющими доказанную клиническую эффективность, как и все остальные лекарства в перечне. Среди них очень важный список препаратов для лечения онкологических и других тяжелых и угрожающих жизни заболеваний.
Из 646 препаратов львиная доля - однозначно жизненно важные, говорит эксперт. Но еще при первоначальном формировании списка были дискуссии в медицинском сообществе, по поводу того, можно ли считать жизненно важными, например, фосфолипиды, включенные в список ЖНВЛП или витамины, применяемые для профилактики, а не в случаях выраженного проявления авитаминоза. В западной медицине тоже идут споры на этот счет. Ранее из списка был удален активированный уголь. Что вызвало у граждан удивление. "Но это не умаляет ценность той работы, которую осуществляет минздрав", - считает Ибрагимов. Хотя и он не исключает продолжения дискуссий.