Напомним, у вылетевшего сегодня утром из Тюмени в Новый Уренгой Boeing 737-400 во время взлета отпало колесо правого шасси. Сотрудники аэропорта обнаружили его на полосе, когда лайнер был уже в небе. Командир экипажа принял решение вернуться. Почти два часа самолет кружил над аэропортом, чтобы выработать топливо. Принимать пассажиров приготовились полтора десятка "скорых". Но все обошлось: Boeing благополучно приземлился, никто из 148 пассажиров и семи членов экипажа не пострадал.
Руководство авиакомпании "Ямал", которой принадлежит самолет, уже заявило, что причиной ЧП стал разрушенный подшипник, который за полгода эксплуатации не должен был выработать свой ресурс. Деталь была установлена в августе прошлого года, самолет произвел с ней 357 взлетов и посадок, тогда как минимальный ресурс определен в 20 тысяч. Как сообщил ТАСС со ссылкой на гендиректора компании Василия Крюка, к быстрому износу могло привести плохое состояние взлетно-посадочной полосы в аэропорту Нового Уренгоя, куда самолет совершал регулярные рейсы. Если в Салехарде и Тюмени полотно отличное, то в Уренгое - напротив, пояснил он журналистам.
Между тем, руководство воздушной гавани Нового Уренгоя считает, что для подобных выводов нет оснований. "Это заявление иначе как голословным назвать нельзя. Оно ничем не подтверждено. Сначала нужно провести экспертизу подшипника шасси самолета, разрушение которого привело к потере колеса", - приводит ТАСС слова представителя пресс-службы аэропорта.
В Уральском следственном управлении на транспорте СК РФ не исключают, что после происшествия прокуратура может инициировать проверки взлетно-посадочных полос. Пока следователи запросили у авиакомпании всю техническую документацию по воздушному судну, а также информацию по ряду сотрудников, в том числе - по членам экипажа.
Последние, как отмечают пассажиры прервавшегося рейса, сработали в экстренной ситуации профессионально. Несмотря на неполадки, паники на борту не было. Потери колеса во время взлета никто и не почувствовал. После набора высоты стюарды даже успели разнести напитки, и только после этого командир объявил о возвращении в Рощино. Как рассказал летевший домой житель Нового Уренгоя Александр, полной информации пассажирам не сообщали, лишь одна стюардесса намекнула, что проблемы с шасси.
Между тем заслуженный летчик, Герой России Владимир Шарпатов полагает, что в произошедшем не было ничего страшного, поскольку отпало лишь одно колесо. Пилотов учат, как действовать в подобных ситуациях, говорит он.
- Были случаи, когда шасси вовсе не выпускалось, и то экипаж благополучно сажал самолет на "живот". Наши летчики способны справиться с любыми трудностями. А что касается поломки, то техника есть техника. Шасси могло разрушиться из-за того, что самолет нарулил на что-то. Возможно, был производственный дефект. Предотвратить такую поломку невозможно. Перед взлетом экипаж обязательно осматривает самолет, но внутренний дефект никак не обнаружишь, - поясняет Владимир Шарпатов.
Пилотов этого рейса Валерия Мартыненко и Михаила Иванова, а также остальных членов экипажа тем временем уже поблагодарил губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. Глава арктического региона отметил, что летчики Заполярья - это настоящая легенда воздушного флота России и его земляки подтвердили своими действиями это высокое звание. Руководство авиакомпании, в свою очередь, пообещало наградить пилотов, благодаря которым остались живы полторы сотни человек.
Между тем
Подобные инциденты прежде случались не раз. Но, к счастью, во всех случаях экстренные посадки обходились без жертв. Так, в 2012 году в Новокузнецке приземлился лайнер, потерявший колесо передней стойки шасси. На борту Аэробуса было около сотни пассажиров. Потеря колеса была замечена только после приземления. В том же году в аэропорту Пулково Санкт-Петербурга сел Ан-148, который потерял одно из колес при разгоне в аэропорту Берлина.