О детском творчестве
"В прошлом году мы очень боялись делать первый фестиваль "Светлана", так как не знали, что получится в итоге. Теперь все ошибки, которые были допущены в 2015 году, исправлены. В этом году участвовать будут 500 детей, в основном представители регионов, но также будут профессиональные коллективы из Москвы, в частности, юные таланты из московских хореографических заведений", - отметила балерина. При этом она подчеркнула, что речь не идет о "голом концерте". "Это будет единое театрализованное действие. К каждому выступлению готовятся мини-спектакли. У нас в программе есть такие сегменты, как семья, дружба... дети будут рассказывать об этом в специально отснятых роликах. Главное, чтобы они понимали, что из того, что они делают, из того, как они друг другу относятся, из того, как они общаются - из всего этого складывается будущее России. Это наша культура, воспитание", - отметила Захарова.
По словам народной артистки РФ, "Светлана" устраивается в первую очередь для того, чтобы показать, насколько многогранны российские дети. В концерте будет показан не только классический балет, но и народные танцы, эстрада, современная хореография.
"Когда ты работаешь, плывешь по течению, ты не всегда смотришь, что происходит вокруг. А ведь еще недавно я и мои коллеги сами были маленькими. Да, что-то делается в стране для развития детских танцевальных коллективов. Но этого мало. Коллективы, как правило, сами придумывают себе поездки, ищут конкурсы для участия. Мне хотелось, чтобы дети из разных уголков России приехали в Москву, познакомились друг с другом. Чтобы дети почувствовали, что они нужны, что они не просто ходят в свои кружки. Хочется их в этом поддержать, ведь танец - это прекрасно", - объяснила она идею создания "Светланы".
Стоит отдельно отметить, что отбор участников на фестиваль жесткий. Коллективы, которые в итоге получают право выйти на сцену, являются лауреатами различных конкурсов, в том числе международных. По словам примы-балерины, уже практически закончен набор участников для третьего фестиваля, который запланирован на 2017 год. Во многом строгий процесс отбора юных танцовщиков объясняется тем, что фестиваль - благотворительный проект. Причем благотворительность заключается абсолютно во всем, начиная от приезда детей, их проживания в Москве, и заканчивая распространением билетов.
"Для меня стали абсолютной неожиданностью отклики из самых далеких и маленьких городов России. Я сравниваю такие коллективы с бриллиантами, они просто растут на энтузиазме их педагогов. Учителя - феноменальные, потрясающие, ставят невероятные хореографические номера, воспитывают потрясающих детей. Мало того, что они красиво двигаются, у них еще и воспитание, и манера, и необыкновенная тяга к прекрасному складывается во время обучения", - говорит Светлана Захарова.
"В прошлом году я заметила, насколько дети дисциплинированы. Никто не расходился на репетициях, все наблюдали друг за другом - кто как работает, кто как танцует. Приехал коллектив 70 человек, всего несколько взрослых. Потом еще 30 человек. Казалось, сейчас зайдем в зал и будет хаос. Но ничего не произошло, никто никуда не убегал. Меня это поразило", - поделилась Захарова.
На данный момент "Светлана" - это российский фестиваль. Но, как отметила прима Большого театра, в ее планах - выход на мировой уровень.
О балете, современной хореографии и уникальном сольном шоу
В мае Светлана Захарова планирует выступить с уникальной сольной программой. В Москве посмотреть ее можно будет 24 и 25 мая на исторической сцене Большого театра. Премьера же пройдет в Италии 12 и 14 мая. По словам прима-балерины, шоу будет связано непосредственно с творчеством и развитием самой артистки. Она призналась, что захотела попробовать что-то новое. "Балеты, которые войдут в программу, выбирала я сама. Это будут три совершенно разных балета, совершенно разные стили. И что очень интересно - в совершенно разном эмоциональном направлении", - рассказала она. Речь идет о балете "Франческа да Римини" хорегорафа Юрия Посохова и балете "Пока не пошел дождь" Патрика Де Бана. С обоими мастерами Светлана ранее уже работала. А вот с хореографом третьего балета "Штрихи через хвосты" Маргаритой Донлон прославленная балерина будет сотрудничать впервые.
Какое будущее балета в России вы видите?
- Мне одной трудно ответить на этот вопрос (смеется - прим. "РГ"). Самое-самое светлое! Мы должны продолжать держаться и развивать классическую школу. При этом, конечно, очень важно делать что-то новое, не бояться экспериментировать. Пусть не получается, но лучше что-то делать новое, не почивать на лаврах и не выезжать на том, что уже было сделано ранее. Главное развиваться. Очень хочется, чтобы появлялись новые интересные личности.
На мировой арене наш балет по-прежнему занимает одно из самых высоких мест?
- Как всегда. Но очень много зависит от исполнителя, от мастерства, которое российские танцовщики привозят с собой. О многом говорит и тот факт, что билеты на выступления в Большой театр достать непросто. Россия всегда танцевала. Это наша история, наша культура, она продолжает сохраняться. И это здорово.
Как вы относитесь к современной хореографии. Практически всегда, когда произносишь словосочетание "русский балет", у всех сразу возникает ассоциация именно с классическим танцем. И, действительно, в России современная хореография, скажем прямо, непопулярна. Как вы думаете, что нужно сделать и нужно ли вообще, чтобы российский зритель принял и такое направление, как современный танец?
- Есть спектакли, которые действительно нравятся публике. Но все замечают, что он проходит и его снимают с репертуара в отличие от классического балета, который ждет своей очереди, чтобы скорее снова появится в афише. Это скорее зависит не от танцоров и спектаклей, а от культуры и воспитания зрителей. У каждого свой вкус. Кто-то хочет смотреть что-то новое, а кто-то хочет показать своему ребенку хороший классический балет "Спящая красавица". Так происходит во всем мире. Я заметила, где бы я не выступала, большой интерес всегда вызывает именно классический балет - будь это Гранд Опера в Париже или Ла Скала в Милане. Все-таки публика любит и историю, и музыку. А современная хореография - это как эксперимент. Он закончился и все, интересно посмотреть один раз. Потом нужно делать что-то новое. Это интересно нам как артистам для развития, потому что классический балет он все-таки имеет какие-то рамки, за которые нельзя выходить.
О Большом театре
На пресс-конференции Светлана Захарова также прокомментировала назначение нового директора ГАБТа.
Напомним, в конце октября 2015 года Большой театр объявил, что на должность директора балетной труппы назначен артист балета, балетмейстер и хореограф Махар Вазиев. В ближайшее время состоится его вступление в должность.
"Действительно, Махара Хасановича я знаю много лет. Он меня брал в Мариинский театр, когда мне было 17 лет. Можно сказать, я отношусь к поколению балерин Махара Вазиева. И в Ла Скала я видела, как меняется труппа под его руководством. Мое мнение - в Большом театре будет профессиональный руководитель, имеющий огромный опыт и желание работать. Конечно же, когда приходит новый человек, возникаю разные вопросы и страхи. Но я уверена, что профессионализм Махара Хасановича поможет ему", - сказала Захарова и пожелала ему удачи на новом посту.
О семье и политике
Вы были депутатом Госдумы. В сентябре выборы. Не собираетесь повторить опыт?
- Нет, не собираюсь. Я настолько сейчас погружена в свое творчество, что меня просто не хватит физически на это. К тому же у меня есть маленькая дочка, и я не хочу, чтобы моя работа занимала все мое время. Мне хочется жить!