По такой методике рейтинги выстраивали и прежде. Но теперь была сделана поправка на эффективность самой системы капремонта в том или ином регионе. Тем, кто попал в топ-20, начисляли дополнительно десять баллов. Последней двадцатке - наоборот, по десять баллов сняли.
- Мы исходили из того, что информационную открытость необходимо увязывать с результативностью работы. Если сайт в полном порядке, но программа капремонта не выполняется и качество сделанных домов не удовлетворяет граждан, то отношение людей к программе и региональному фонду вряд ли будет положительным, - пояснила исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.
Рейтинг эффективности, в свою очередь, представил в конце прошлого года Фонд содействия реформированию ЖКХ. Баллы там начислялись в зависимости от того, как успешно субъект РФ выполнил программу по обновлению жилфонда, сколько выделил средств из бюджета, сколько - собрал с населения… По сумме показателей за последнюю пару лет Воронежская область заняла в этом рейтинге третье место в стране.
Воронежская область
Как отметили в областном фонде капремонта, регион в срок завершил все работы на 171 многоквартирном доме - эти объекты значились в плане на 2014-2015 годы. Жилищные условия улучшило в итоге 12,5 тысячи человек. Из 250 многоэтажек, внесенных в план на 2015-2016 годы, подрядчики полностью отделали уже 131. До конца 2016-го на капремонт направят 1,6 миллиарда рублей, накопленных собственниками жилья. Ставку планируют сделать на комплексные работы: если менять инженерные сети и перекрывать кровлю в разные годы, ориентируясь на нормативные сроки службы тех или иных "элементов" дома, людям придется терпеть неудобства регулярно.
Выйти в лидеры по информационной открытости воронежскому фонду, по всей видимости, помог новый сайт. Его в минувшем году сделали более удобным и насыщенным. Доработан, к примеру, онлайн-сервис "Личный кабинет". Зарегистрироваться в нем может любой собственник жилья в многоэтажке, которая включена в региональную программу капремонта. Человек "привязывается" к своему адресу и лицевому счету, после чего может увидеть технические характеристики дома и сумму взносов, поступивших от его обитателей (по месяцам). Сервис позволяет самостоятельно сформировать и распечатать квитанцию для уплаты взноса за капремонт.
Воронежский фонд собрал довольно обширный раздел с ответами на горячие вопросы: от "Что будет, если я не стану платить?" до "Должны ли начисляться взносы за подземные парковки?". Отдельно выложены аудиторские заключения и годовые отчеты - в виде сводной информации и по конкретным адресам - с фотографиями до и после проведения работ. Кроме того, на сайте есть раздел с законодательными актами, так или иначе связанными с реализацией областной программы капремонта.
Разъяснения о том, как действует эта программа, активно распространяются в местных СМИ. Судя по динамике собираемости платежей, народное доверие растет. В среднем по региону поступает 82 процента от общей суммы начислений, но есть сельские районы, где этот уровень в январе перевалил за 90 процентов. В нескольких муниципалитетах после Нового года платежная активность повысилась неожиданно резко: в Аннинском районе - с 66 до 92 процентов, в Богучарском - с 58 до 78, в Каширском - с 48 "подскочили" до 83. Правда, в четырех муниципалитетах (включая Воронеж) статистика испортилась. По словам главы регионального фонда Сергея Крючкова, платежную дисциплину будут подтягивать с помощью информационной работы.
Тверская область
В Тверской области, которая заняла в рейтинге информационной открытости третье место, лидерству регионального фонда капремонта удивились. Причем не только простые жители региона, но и представители власти.
Реакция граждан понятна, ведь проблемы в сфере ЖКХ и качество капремонта многоквартирных домов являются головной болью едва ли не всех регионов России, и Тверская область - не исключение. По части информационной открытости у людей тоже есть вопросы - например, такой: почему в фонде не предали огласке причины увольнения своего предыдущего директора?
"Народ хочет знать, как ваш фонд добился таких результатов", - написал в одной из дискуссий в соцсети Facebook замруководителя областного управления информационной политики, обращаясь к пресс-секретарю фонда.
"Полагаю, у других еще хуже. Впрочем, многие районы сумели вовремя сдать качественные документы и вошли в программу софинансирования в прошлом году, насколько я помню по новостям", - сообщила одна из читательниц аккаунта.
"Спокойно, это было соревнование среди администраций: "Кто лучше напишет программу". Это ж не по воплощению программы в жизнь итоги подводились", - отметил еще один читатель, преподаватель госуниверситета.
Но еще больше этому рейтингу удивились прокуроры, проводившие проверку фонда буквально накануне публикации итогов - в связи с поступившей жалобой на волокиту. В деятельности регионального оператора выявлены многочисленные нарушения статей 8, 10, 12 федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", выразившиеся в нарушении сроков, порядка регистрации и рассмотрения обращений граждан", говорится в официальном сообщении областной прокуратуры.
Директор фонда Сергей Бойков получил грозное представление: привести работу регионального оператора в соответствие с требованием закона и соблюдать права граждан. Из текста понятно, что жалоба не была единичной: на поступившие ранее обращения по электронной почте фонд также не отреагировал. Кроме того, в отношении руководителя возбуждено административное дело по статье 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан), материалы которого вместе с материалами проверки направлены в мировой суд. По всей видимости, эти нюансы на оценке работы фонда не отразились.
Владимирская область
Успех Владимирской области, оказавшейся в списке четвертой, возможно, объясняется опытом региона. Как рассказала "РГ" замгубернатора Лидия Смолина, секрет реализации программы оказался в том, что ее начало "не стали откладывать в долгий ящик".
- Решение ввести плату за капремонт в области было принято с 1 апреля 2014 года - раньше, чем во многих других регионах, где не спешили из-за выборов и каких-то других причин. Экономически обоснованный платеж был установлен в размере 6 рублей 50 копеек с квадратного метра, но все понимают, что главная задача - не деньги собрать, а дома ремонтировать, - рассказала Лидия Смолина.
Она уточнила, что за неполные два года в регионе успели отремонтировать 1047 домов, и это сказалось на качестве: многие здания принимали не с первого раза, завершение части ремонтов 2014-го плавно перетекло на 2015-й. Но форсировать работу в авральном режиме ради красивого отчета в регионе не стали.
- Вопросу качества у нас уделяется особое внимание. Нельзя спешить, надо делать хорошо и надолго. Качество работ проверяют специалисты жилинспекции, но главный наш контролер - все же жители. Общественная организация "ЖКХ Контроль" во Владимирской области насчитывает около 700 активистов во всех муниципальных образованиях, это одна из самых многочисленных организаций в России, - рассказала замгубернатора.
По данным владимирского отделения ОНФ, в большинстве обследованных домов региона был проведен капремонт надлежащего качества. Основные замечания касались несоблюдения объявленных сроков ремонта и, к слову, как раз информационной открытости: на ряде домов отсутствовали стенды, а в графе "начало и окончание работ" стоял прочерк. Активисты призвали региональный фонд обеспечить условия для участия собственников в общественном контроле на всех стадиях подготовки, организации и проведения капремонта.
Впрочем, владимирские власти убеждены, что залог слаженной работы программы капремонта - постоянный контакт с жителями. Прежде чем начать собирать с людей взносы, во всех муниципалитетах региона прошли массовые собрания, на которых жителям раскрыли механизмы работы программы.
- Информированность граждан очень важна. Мы провели более 50 встреч во всех муниципальных образованиях, собирая везде полные залы, - сообщили в администрации региона.
Кстати, в 2014 году во Владимире создали единый расчетно-кассовый центр, который вместо шести платежек присылает собственникам единую квитанцию со всеми расходами по ЖКХ. В итоге прозрачность в ведении счетов позволила повысить уровень собираемости платежей до 95 процентов. В домах, где единой платежки нет, этот показатель составляет в среднем около 82 процентов.
Ивановская область
Совсем иначе выглядит ситуация в соседней Ивановской области, которая оказалась в самом "хвосте" всероссийского списка. Яркая иллюстрация: в конце января в региональном центре прошел рейд по многоквартирным домам, включенным в отчеты местного фонда капремонта. Адресов оказалось значительно меньше, чем ожидалось: в облправительстве признали, что программа фактически оказалась сорвана. В половине из более чем 500 домов, включенных в нее, ремонт даже не начинался. Поэтому вовсе не удивительно, что область оказалась в числе аутсайдеров и по эффективности реализации программы, и по информационной открытости.
Вину за срыв работ в правительстве региона возложили на департамент ЖКХ и региональный фонд капремонта, которые долгое время "замалчивали проблемы". Те, в свою очередь, посетовали на нежелание граждан платить обязательные взносы и нехватку персонала регионального оператора. По итогам года в области удалось собрать лишь 69 процентов начисленных взносов, а на специальные счета собственники внесли порядка 80 процентов платежей.
Когда активисты Народного фронта вместе с экспертами выборочно обследовали дома, в которых капремонт все же проводился, посещение отдельных зданий вызвало скандал. Акты о приемке работ оказались подписаны, а работы - не доведены до конца. При этом представители регионального оператора сообщили, что часть мероприятий на объекте действительно перенесена на 2016 год, но затруднились пояснить, каким образом такая работа была принята.
- На наш взгляд, в данном случае вполне можно ставить вопрос о возврате средств, выплаченных подрядчикам, - заявил руководитель региональной рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни" Дмитрий Сафонов.
Проверяющие отметили низкое качество подготовки сметной документации и слабый уровень контроля за ходом работ со стороны регионального оператора и уполномоченных организаций, порекомендовав властям усилить эту работу. А еще жители пожаловались проверяющим, что подрядчики заменили в квартирах стояки, но даже не удосужились запенить или зацементировать отверстия в полах и потолках. Вскрылись и неприглядные финансовые аспекты: за установку новых радиаторов отопления и полотенцесушителей с собственников взяли от двух до трех тысяч рублей, в то время как эти работы должны были быть выполнены бесплатно.
В рамках "правительственного часа" на заседании областной Думы региональные власти пообещали в ближайшее время исправить ситуацию с капремонтом. В 2016 году штат фонда ЖКХ решили увеличить с 22 до 48 человек, организовав отделы строительного контроля и подразделение претензионной работы, которое будет взыскивать задолженности по оплате взносов.
Кстати, информационную открытость в процессе капремонта отлично характеризует тот факт, что на момент подписания номера в печать в облправительстве так и не ответили на запрос "РГ", почему регион занял столь низкую позицию в общероссийском рейтинге и каким образом собирается исправлять ситуацию.