Так называемым "налогом на Google", напомним, предлагается обложить самый широкий спектр услуг в интернете: от программного обеспечения, музыки и фильмов до трансляции телеканалов и услуг связи. По проекту, который депутаты одобрили в первом чтении в конце февраля, НДС с IТ-компаний хотят взимать с января будущего года.
Там есть пункт, по которому устанавливается права на налоговый вычет с НДС для россиян при оказании электронных услуг иностранным лицам. Это может создать прецедент, считают в аппарате правительства. Дело в том, что сейчас нельзя получить в России налоговый вычет за услугу или товар, купленный в другой стране. Также нет процедуры, которая позволяет возвращать излишне уплаченные налоги иностранным организациям в случае отсутствия у них счета в российском банке.
Нельзя вести речь о формальном предъявлении одинаковых налоговых требований к компаниям, зарегистрированным в разных юрисдикциях, считают в комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Хотя в целом идея о налогобложении иностранных компаний и была одобрена, но нельзя вносить изменения в законодательство, которые приведут к ухудшению положения отечественных компаний.
Конечно, закон не должен отразиться на увеличении цены для конечных пользователей. Есть большие опасения, что закон может ударить по стартапам. Так как прибыль разработчиков программного обеспечения составляет около 10 процентов, отмена льгот по НДС приведет к потере прибыли, которую нужно будет компенсировать за счет увеличения цены.
Кроме того, на данный момент существует некорректность формулировок законопроекта относительно услуг связи. Так, в редакции законопроекта под "оказанием услуг в электронной форме" понимается оказание услуг через интернет, а он приходит к нам через сети операторов связи. И, по мнению представителей сотовых компаний, некорректно в тексте законопроекта указывать "услуги связи, предоставляемые через сеть "интернет", поскольку интернет уже и есть разновидность услуги связи.
В законопроекте еще одна статья, которая вызывает вопросы. Она посвящена особенностям исчисления и уплаты в бюджет налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме. Если там речь идет об услугах связи, то лицензия на их оказание иностранным организациям не выдается, следовательно, услуги связи иностранные организации оказывать не могут.
Учитывая все это, предлагается подробнее рассмотреть правоприменение налога на международные трансграничные компании за рубежом. К примеру, льготы там предоставляются не только при оплате НДС, но и при оплате налога на прибыль, хотя его и сложнее администрировать. Но именно при применении данной модели по налогу на прибыль удается избежать переложения налога на потребителя и роста цен, считают в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).
Идея законопроекта - сбалансировать интересы государства, бизнеса и пользователей. Государство должно получит дополнительные налоги в виде НДС с выручки иностранных компаний.
Поступления из России в структуре выручки этих компаний составляют около двух процентов, то есть дополнительный НДС не создаст для них финансовых трудностей. Для пользователей цены не должны вырасти, поскольку спрос на электронные услуги эластичен по цене, и повышение цены приведет в итоге к падению общей выручки.
Вряд ли можно будет говорить о равных условиях деятельности российских и иностранных интернет-компаний, если российское законодательство будет гармонизировано с европейским только в части расширения налоговой базы, но без предоставления российским компаниям аналогичных налоговых вычетов, считают в РАЭК.