Сейчас закупки работ по строительству, реконструкции и капремонту через конкурс приводят к неэффективному расходованию бюджетных средств, а также возможности выбора в качестве победителя "своего" участника закупки даже в случае предложения им цены, превышающей наилучшее предложение, отмечают в ФАС.
Проведение таких закупок только в электронной форме позволит сделать процедуру максимально прозрачной, уверены антимонопольщики. "Закупка работ путем проведения электронного аукциона значительно снижает коррупционные риски, способствует эффективному расходованию средств и развитию конкуренции", - начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяна Демидова.
Впрочем, электронные торги обеспечивают большую прозрачность не только госзаказу. В кризис корпоративные заказчики также стараются сэкономить и подходят к своим закупкам более ответственно. "Как госкорпорации, подпадающие под 223-ФЗ, так и просто компании, не скованные никакими обязательствами в рамках законодательства, все чаще прибегают к электронным аукционам. Бизнес видит, что с помощью электронных процедур можно существенно сократить расходы, а это сейчас актуально как никогда", - отмечает гендиректор электронной торговой площадки Газпромбанка (ЭТП ГПБ) Михаил Константинов. Преимущества, которые дает электронная форма торгов, давно поняли и власти. Еще в прошлом году было принято решение о переводе всех корпоративных закупок в электронную форму. Уже принят в первом чтении законопроект с изменениями в 223-ФЗ. Им, в частности, предлагается расширить практику осуществления закупок в электронной форме, а также ограничить количество электронных торговых площадок (ЭТП) и т.д.
"Изменения закона N 223-ФЗ являются радикальной реформой системы закупок компаний с госучастием и субъектов естественных монополий и направлены на повышение гласности, прозрачности, эффективности закупок", - говорится в мониторинге применения 223-ФЗ в 2015 году, подготовленном минэкономразвития.
По расчетам ведомства, объем закупок, проведенных с использованием ЭТП, составил в 2015 году свыше 5,4 триллиона рублей (вырос на 1,7 триллиона за год). Однако это менее четверти (23 процента) от общего объема закупок, так что рынку еще есть куда расти.
Сейчас с официальным сайтом интегрированы 163 площадки, обеспечивающие проведение закупок согласно 223-ФЗ. При этом на трех крупнейших ЭТП проходят 52 процента всех закупок в электронной форме. На первом месте среди них ЭТП ГПБ с 1,518 триллиона рублей, на втором - В2В-Center с 737 миллиардами рублей, на третьем - ЭТП "Роснефть" с 613 миллиардами рублей.
По мнению Константинова, рынок отрегулировал все сам: "Большинство компаний и так уже доверяют определенным площадкам. Чтобы стать лидером, нужно быть драйвером интеллектуального развития рынка, мыслить стратегически и предлагать клиенту не просто отдельно взятое техническое решение, а комплексный финансовый сервис управления корпоративными затратами, включающий в себя и банковские финансовые инструменты (банковское сопровождение, кэш-менеджмент), и сервисы оператора электронных торгов".
Необходимо постоянно развивать и адаптировать под каждого клиента большое количество вспомогательных сервисов, не говоря уже о высоком уровне клиентского обслуживания, отсутствии перебоев в работе, наличии удобного и понятного интерфейса, добавляет эксперт.
Множество ЭТП, расплодившихся на рынке, не в состоянии предложить качественный сервис участникам торгов. К ним много нареканий, начиная от высоких тарифов и заканчивая низким уровнем обслуживания.
Как и в случае с 44-ФЗ, ограничение числа площадок приведет лишь к оздоровлению рынка. 5-10 операторов контролировать намного проще, чем несколько сотен. "Сокращение числа торговых площадок, при прочих равных условиях, несколько повышает ликвидность и снижает расходы участников торгов на поддержание гарантийного обеспечения. Это плюс. Минус же в некотором снижении конкуренции. Если сокращение числа площадок не приведет к росту тарифов, то эту меру можно только приветствовать", - отмечает Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер".
Пока что сложившаяся ситуация с ЭТП не обеспечивает достаточный уровень прозрачности и открытости закупок, считают в минэкономразвития. "Проблему планируется решить посредством ограничения количества операторов электронных площадок и установления к ним единых требований", указано в мониторинге.
Пока неизвестно, сколько площадок останется. Эксперты считают, что по аналогии с 44-ФЗ их будет не более пяти. В любом случае это скажется на рынке положительно. Бизнесу не нужно будет тратить время на регистрацию и аккредитацию на каждой площадке. Если учесть, что в качестве оплаты обеспечения требуется вносить средства на каждую ЭТП, то экономия - особенно малого и среднего бизнеса - от сокращения числа операторов окажется весьма существенной. "Сейчас ряд площадок требует наличия отдельных электронных подписей, а это опять же разные удостоверяющие центры, разные тарифы, которые понемногу откусывают от бюджета предпринимателя. Если операторов будет несколько, то можно говорить и об использовании единой подписи", - надеется предприниматель Сергей Малыхин.