По предварительным расчетам, право обратиться к судьям из народа получат более 15 тысяч обвиняемых в год. Наверное, каждый юрист согласится с тем, что это будет прорыв.
Напомним, в конце прошлого года президент России в своем ежегодном Послании поручил расширить компетенцию судов присяжных. Теперь это стало уже законодательным предложением. Проект вводит коллегии присяжных из шести человек в районных судах. В региональных судах коллегии сокращаются до восьми человек. Это поможет быстрее сформировать "народный суд". Предлагается, что сокращенные коллегии в областных судах заработают с будущего года. А в районных судах присяжные появятся в 2018 году.
Одна из важных новаций: присяжные будут рассматривать и дела по причинении смерти по неосторожности. Это, как правило, бытовые конфликты, закончившиеся смертельной дракой. Но нередко такую статью вменяют и гражданам, уверяющим, что только оборонялись. Теперь присяжные смогут разобраться, была ли самозащита в бытовой ссоре.
Напомним, сейчас по закону коллегия присяжных заседателей может рассматривать дела лишь на региональным уровне.
Именно это до сих пор существенно ограничивало компетенцию судов присяжных.
Особенно большая убыль в делах присяжных случилась в 2013 году, когда были приняты поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, перераспределявшие нагрузку между судами разных уровней. Масса тяжких дел ушла районным судам. Автоматически эти дела вышли из компетенции судов присяжных. Побочным эффектом тех поправок стало то, что фактически возможности предстать перед присяжными лишились женщины, несовершеннолетние, а также мужчины старше 65 лет.
По некоторым статьям есть двойная компетенция. Если человеку грозит пожизненный срок, его дело передадут на рассмотрение в региональный суд. Если нет, будут судить в районном. Однако женщин по закону нельзя навсегда отправить в тюрьму. В итоге гуманная норма, защищая женщин, в каком-то смысле сыграла против них.
С такой ситуацией столкнулась жительница Челябинской области Алена Лымарь, которую обвинили в убийстве дочери. Обвиняемая просила суд присяжных, ей отказали. Профессиональный судья признал ее виновной и приговорил к 8 годам лишения свободы. Как бы решили присяжные? Мы не знаем. Однако сам факт, что женщину лишили в таком вопросе выбора, противоречит Основному закону страны. К такому выводу пришел Конституционный суд России, рассмотревший жалобу Алены Лымарь.
"Право на законный суд, по смыслу статей 20 (часть 2), 47 (часть 2) и 123 (часть 4) Конституции Российской Федерации, включает и право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в предусмотренных федеральным законом случаях", сказано в постановлении Конституционного суда по ее делу.
Законодатель вполне может менять подсудность, исключать из компетенции судов присяжных одни дела, включать другие. Допустим, сегодня дела о терроризме не могут рассматриваться присяжными. Конституционный суд признал это положение соответствующим Основному закону. Ведь здесь нет разницы, кто подсудимый - мужчина или женщина, старик или несовершеннолетний, все в одном положении. Но когда в результате подобных поправок черта вдруг начинает проходить по половому признаку, это уже в корне неверно.
Президентские поправки устраняют этот казус. Но решение "женского вопроса" в данном случае лишь сопутствующая задача. Главное - в целом меняется облик правосудия. По сути суды присяжных перестают быть диковинкой. Ведь каждый год суды рассматривают около миллиона уголовных дел, и на этом фоне три-четыре сотни процессов с участием присяжных было если не каплей в море, то чем-то близким к тому. Между тем, когда дело рассматривают не профессионалы, а представители народа, это требует совсем другой подготовки от следователей и государственных обвинителей. Юристы-практики надеются, что когда присяжные начнут в режиме нон-стоп работать в районных судах, это изменит многие неправильные привычки правоохранителей.
Расширение полномочий присяжных не раз поддерживал и Верховный суд России.
"Мы поддерживаем предложение о том, что суды присяжных должны рассматривать большее количество дел - и уголовных и гражданских, - сказал в свое время корреспонденту "РГ" председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. - Но примите закон, это вопрос к законодателям".
Недавно большой "круглый стол" по реформе суда присяжных прошел в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России. Заместитель директора Института Андрей Габов напомнил, что сейчас присяжные рассматривают около двух десятков составов преступлений. Первоначально в УПК присяжным было подсудно более 50 составов.
- Законодатель неоднократно обращался к изменению некоторых положений о суде присяжных, - сказал Андрей Габов. - С 2002 по 2015 год было около 18 изменений в УПК, касающихся присяжных. Закон о присяжных менялся 5 раз. Конституционный суд 12 раз обращался к функционированию суда присяжных.
Теперь по проекту присяжные смогут рассматривать все уголовные дела по статье УК "Убийство". В пояснительной записке к проекту приводится такая статистика. В 2014 году по статье "Убийство" было осуждено 7637 человек. Оправдано - 19 обвиняемых.
За умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (часть четвертая статьи 111 УК), осуждено 7331 лицо. Оправдано 11 человек.
Между тем подобные дела нередко становятся резонансными, потому что в них раз за разом поднимается вопрос: как отличить разумную защиту от неразумной. Нередко обвиняемые уверяют, что лишь оборонялись. А следователи вменяют им даже не превышение допустимых пределов самообороны, а неосторожное убийство. Теперь человек, попавший в подобную ситуацию, сможет апеллировать к присяжным.
Другой вопрос, где, может быть, стоит отдать обвиняемых на суд народа, а не профессиональных судей: бытовые ссоры. Банальная трагедия: поссорились два друга, один другого ударил, тот упал и погиб. Виноват? Наверное, да. А если это был не друг, а хулиган? Возможно, именно присяжные найдут справедливые ответы на вопросы следствия.
Согласно проекту, для обвинительного вердикта в районном суде надо будет, чтобы "виновен" сказали не менее четырех присяжных. Если голоса разделятся три на три, будет оправдательный вердикт. Права воздержаться у присяжных нет.
В региональном суде для обвинительного вердикта потребуется шесть голосов присяжных. При голосовании четыре на четыре, обвиняемого признают невиновным.
"Реформа будет оптимальной только в одном случае - если произойдет кратное, как минимум на порядок, увеличение числа дел, рассматриваемых судом присяжных, - сказал недавно "РГ" президент Федеральной палаты адвокатов России Юрий Пилипенко.