Предложений хватает: для местного малого бизнеса настали трудные времена. Огромное число смоленских коммерсантов свернули деятельность или избавились от офисов, предпочитая вести дела из дома. В итоге город пестрит красными вывесками с большими белыми буквами "аренда". Занять освободившиеся объекты, похоже, решили иностранцы.
И за модой, и за выгодой
- С начала года 90 процентов переговоров об аренде торговых площадей у нас с белорусами, - отмечает гендиректор компании, управляющей одним из двух крупнейших в Смоленске гипермаркетов, Денис Марченков. - Никаких особых требований они не предъявляют, хотя торговлю представляют себе несколько иначе, чем мы. Например, один бизнесмен вел речь об аренде достаточно большой площади, при этом намеревался… разделить ее на клетушки и зарабатывать на субаренде. Убедить его, что здесь такое не принято и покупатели не будут заходить, не получилось.
Первый гипермаркет открылся в Смоленске в 2012 году на производственных площадях бывшего льнокомбината, и социально-экономические последствия его появления еще предстоит серьезно изучить. Но уже сейчас ясно, что именно тогда в регионе возник совершенно новый вид въездного туризма - белорусская молодежь потянулась в Смоленск за фирменной одеждой. На первый взгляд, ничего нового в этом не было: на приграничной территории то смоляне ездят в Белоруссию за товарами, то белорусы - в Смоленск, тут уж что выгоднее. Но в данном случае речь шла даже не столько о выгоде, сколько именно о моде.
- У нас нет таких магазинов, поэтому наши ребята и гоняют в Смоленск, -объясняет 19-летний Дмитрий Ченьков из Витебска, студент одного из смоленских вузов. - Расстояние 140 километров, на поезде можно добраться за 2,5 часа, на дизеле - на час дольше, в итоге удается обернуться за день. А сейчас и автобусные шоп-туры появились - это и удобно, и недорого.
Самый мощный толчок этому процессу дал рост курса рубля в конце 2014 года. Тогда было выгодно купить в Белоруссии доллары, поменять их в Смоленске на рубли и потратить на автомобили и бытовую технику. Наплыв белорусов был столь велик, что в магазинах выстраивались многочасовые очереди, а смоленские автосалоны и магазины нескольких торговых сетей выполнили полугодовые планы.
Сейчас такой активности не наблюдается, но процесс поставлен на более серьезную основу.
Обернуться за день
К слову, развитие туризма для местных чиновников - вопрос больной. Горожане помнят, как обстояли дела в советское время: пусть в Золотое кольцо Смоленск и не входил, но за год его посещали до миллиона гостей. Сейчас приблизиться к этому показателю не удается даже близко, сколько бы совещаний на эту тему в мэрии ни проводили. И о чем точно чиновники до сих пор не заводили речь, так это о шоп-турах, хотя именно они превратились в главный способ доставки туристов в Смоленск!
Уже немалая часть белорусских турагентств проложили такие маршруты в соседний регион. Например, из Витебска автобусы стартуют в 7.45, в 10 часов они в Смоленске, и до 17.00 туристы организованно посещают один или два смоленских гипермаркета за 95-110 тысяч белорусских рублей (330-380 российских). И здесь речь идет уже не только и не столько о юных модниках.
- Мы организуем туры выходного дня, отправляем три-четыре автобуса в день, - рассказала менеджер одного из витебских турагентств Марина Сухач. - Туристы самые разные. Кто-то едет за конкретной покупкой, когда, например, товар заказан через Интернет и его нужно забрать в магазине, а кто-то просто устраивает шопинг. Времени хватает - люди и покупки сделать успевают, и пообедать, и город посмотреть, и даже в кино сходить.
Другими словами, речь действительно идет о туризме! Две девушки, которых корреспондент "РГ" встретил у витебского автобуса, сообщили, что приехали скорее из желания познакомиться с городом.
- Мы, конечно, кое-что купили, но я бы не сказала, что цены такие уж низкие, скорее уж выбор широкий, - заметила одна из барышень. - Но маршрут мы себе сами проложили. Сначала в Успенский собор зашли - просто удивительный, никогда не видела ничего подобного! Потом крепостную стену посмотрели, погуляли по центру и приехали на маршрутке к отправлению нашего автобуса. Очень красивый город.
Трудности перевода
Кроме турагентств, доставку покупателей к торговым центрам взяли на себя и сами ретейлеры. Так, один из смоленских гипермаркетов вообще организовал бесплатные шоп-туры из Могилева и Витебска (участники должны приобрести товар на тысячу рублей, места в автобусе нужно заказывать по телефону, и "разбирают" их за 10 минут). За покупками едут уже из Полоцка, Минска и даже Гродно.
По результатам поездок на белорусских интернет-форумах появляются такие сообщения: "Скидки хорошие были к 8 Марта. Одели мужа на 300 долларов с ног до головы - туфли парадные, ботинки зимние натуральные и куртку, несколько брюк и рубашек, кардиган и по мелочи что-то. Тут бы мы максимум две единицы из списка купили на эти деньги".
И ладно речь бы шла только о западной бытовой технике, золоте, шубах или одежде известных российских и иностранных брендов, так нет же! Гости покупают зубную пасту, алкоголь, конфеты, стиральный порошок, даже туалетную бумагу. Но самое удивительное - берут и белорусские товары, которые по необъяснимым причинам в Смоленске заметно дешевле, чем на родине.
Денис Марченков говорит, что гости в значительной мере компенсируют снижение покупательского спроса, с которым столкнулись смоленские торговые предприятия. С 1 января у соседей изменились требования к торговле, у белорусских предпринимателей возникли трудности при сертификации товаров, приобретенных оптом в России, закрылись многие рынки. Покупатели едут в Смоленск, чтобы недорого приобрести необходимые товары, и единственная проблема, которая пока не решена легально, - обмен белорусских рублей на российские.
- Поощрять нелегальный обмен валюты, который давно развит в Смоленске, мы на нашей территории не можем. Организовать же официальный пункт можно лишь с участием банков, но они открывать у нас свои офисы не торопятся, поскольку никто не скажет, как изменится ситуация через три месяца. Быть может, поездки в Смоленск перестанут быть для белорусов выгодными, - пояснил Денис Марченков.
Если судить по отзывам на интернет-форумах, пока поездки в Смоленск - и на автобусах, и на поездах, и на собственном автотранспорте - окупаются. И возникший в последнее время интерес белорусских предпринимателей к торговым площадям в Смоленске - лишнее тому подтверждение.
Шоп-туры активно освещают и белорусские средства массовой информации. Насколько можно судить, официальное отношение к этому виду туризма в соседней республике все-таки негативное. Публикации о поездках в Смоленск нередко сопровождаются ужасающими воображение иллюстрациями, свидетельствующими о якобы царящей в городе разрухе. При этом фотографы, как правило, не отходят далеко от вокзалов и Колхозной площади, где белорусов гораздо больше, чем смолян, и, пожалуй, остаются в неведении о том, как в действительности выглядит современный Смоленск.